Светлана Морозова
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Слайд 2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.
Труд способен :
• укрепить физические качества;
• развить умственные способности;
• повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ;
• развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;
Слайд 3. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
А. С. Макаренко отмечал, что труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания : «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно»
Приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Слайд 4. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская.
Слайд 5. Важное значение трудовому воспитанию придавал Константин Дмитриевич Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
Слайд 6. Василий Александрович Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Слайд 7. Надежда Константиновна Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Слайд 8. Антон Семенович Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.
Слайд 9. Задачи трудового воспитания в ДОУ
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)
Слайд 10. Условия организации труда детей
1. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
2. Подбор оборудования для труда
3. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
4. Создание мотивации трудовой деятельности
5. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
6. Поощрения в процессе и по результатам труда
7. Демонстрация заинтересованности педагога
8. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка
Слайд 11. В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда :
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места;
2. Хозяйственно – бытовой труд ( выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сеять крупные семена, поливать грядки, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки.
5. Ручной труд ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).
Слайд 12. В нашем детском саду в данном направление проводиться работа не только с воспитанниками и их родителями, но и с педагогами дс. Старшим Воспитателем проведен педагогический совет «Система работы доу по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.
1. Запланирован и проведен тематический контроль «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников».
2. Проведен Смотр-конкурс «Лучший уголок дежурства»
3. Фестиваль педагогических проектов: «Огород на окошке» (группа раннего возраста) «О тех, кто трудится в детском саду» (мл. гр.)
4. Анкетирование воспитателей : «Трудности в организации трудовой деятельности детей»
Слайд 15. В помощь педагогам старший воспитатель подготовила и провела консультации на темы:
1. «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста»,
2. «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников»,
3. «Значение трудового воспитания в развитии личности»,
4. «Ознакомление с трудом взрослых».
Слайд16. Все возрастные группы продемонстрировали разнообразные формы работы по трудовому воспитанию на открытых просмотрах по теме «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию».
Слайд 17. В помощь воспитателям разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.
Слайд 18. Заключение.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.