Рощина Юлия
Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И тем более в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму.
Публикация «Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
По своему содержанию трудовая деятельность детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной и художественный труд.
Подробно рассмотрим самообслуживание. Самообслуживание – это, освоение ребенком культурно - гигиенических навыков: раздевания и одевания, навыков приема пищи, умывания и мытья рук, пользование туалетом. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Развивая элементарные навыки самообслуживания, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, и они помогают в развитии мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей. В средней группе совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младших группах.
Есть множество видов игр на развитие мелкой моторики. Подробно рассмотрим пуговичную терапию и игры – шнуровки.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Игра: «Поднимание пуговиц». С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.
Игра: «Расти, пальчик!». Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Игра: «Кто быстрее?» Положить пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Игра: «Передай пуговицу». Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Игра: «Подбери пуговицу». Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки - мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Существует множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Первый вид шнуровки – сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка - изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
Второй вид шнуровок – пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Третий вид шнуровок – изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
Игры-шнуровки способствуют развитию мелкой моторики и выполняют следующие задачи:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Важный и интересный вид труда в природе. Ухаживая за растениями, ребенок в возрасте 3-4 лет наблюдает за этапами роста, способами ухаживания. Знакомятся с сельскохозяйственной деятельностью, с орудием труда и техникой. Труд в природе способствует эффективному развитию точной ручной координации. Прополка грядок и сбор ягод, рыхление земли, сбор камешков различной величины, шишек и веточек, насыпание зерна птицам – все это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. Поэтому в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки очень важна. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Ещё один вид трудовой деятельности в ДОО это бытовой труд. Бытовой труд – это труд по наведению и поддержанию порядка в помещении и на участках. Этот вид труда имеет определенную цикличность, трудовые операции повторяются и это связано с жизненной необходимостью, которые дети постепенно начинают осознавать (сегодня вытерли пыль, и завтра; убрали игрушки, а в течение дня они их тоже берут). В течение дня они выполняют действия, которые полезны для закрепления памяти, но могут снижать интерес к данному виду труда.
В средней группе прекрасно тренирует мелкую моторику рук откручивание и закручивание всевозможных крышек и колпачков; месить и раскатывать тесто. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание: рожки, макароны, сушки и т. п. Предложить ребенку прощупать разные крупинки, этим он разовьет тактильные ощущения. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагоги уделяют ручному труду.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
В процессе ручного труда, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Именно ручной труд играет огромную роль в развитии мелкой моторики рук. Так как он затрагивает все области развития ребёнка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности.
К концу среднего дошкольного возраста дети должны уметь :
- застёгивать и расстёгивать пуговицы;
- шнуровать ботинок;
- шнуровать на специальных рамках;
- нанизывать кольца на тесьму;
- играть с мозаикой;
- сортировать мозаики по ячейкам;
- играть с конструкторами;
- перебирать крупы, зерно;
- работать с бумагой;
- изготовлять предметы из разнообразных материалов.
Особое удовольствие у детей вызывает конструирование из счётных палочек; лепка из солёного теста; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.); выполнение аппликации из природного материала (семян, круп, яичной скорлупы, желудей, листьев и т. п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге декоративных узоров, геометрических фигур, букв; изготовление мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина.
Так же у детей вызывает интерес нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т. д.).