Приложение МААМ

Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Рощина Юлия
Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И тем более в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму.

Публикация «Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

По своему содержанию трудовая деятельность детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

- самообслуживание;

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе;

- ручной и художественный труд.

Подробно рассмотрим самообслуживание. Самообслуживание – это, освоение ребенком культурно - гигиенических навыков: раздевания и одевания, навыков приема пищи, умывания и мытья рук, пользование туалетом. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Развивая элементарные навыки самообслуживания, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, и они помогают в развитии мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей. В средней группе совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младших группах.

Есть множество видов игр на развитие мелкой моторики. Подробно рассмотрим пуговичную терапию и игры – шнуровки.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Игра: «Поднимание пуговиц». С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

Игра: «Расти, пальчик!». Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Игра: «Кто быстрее?» Положить пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.

Игра: «Передай пуговицу». Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы.

Игра: «Подбери пуговицу». Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки - мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Существует множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Первый вид шнуровки – сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка - изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

Второй вид шнуровок – пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Третий вид шнуровок – изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Игры-шнуровки способствуют развитию мелкой моторики и выполняют следующие задачи:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

Важный и интересный вид труда в природе. Ухаживая за растениями, ребенок в возрасте 3-4 лет наблюдает за этапами роста, способами ухаживания. Знакомятся с сельскохозяйственной деятельностью, с орудием труда и техникой. Труд в природе способствует эффективному развитию точной ручной координации. Прополка грядок и сбор ягод, рыхление земли, сбор камешков различной величины, шишек и веточек, насыпание зерна птицам – все это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. Поэтому в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки очень важна. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Ещё один вид трудовой деятельности в ДОО это бытовой труд. Бытовой труд – это труд по наведению и поддержанию порядка в помещении и на участках. Этот вид труда имеет определенную цикличность, трудовые операции повторяются и это связано с жизненной необходимостью, которые дети постепенно начинают осознавать (сегодня вытерли пыль, и завтра; убрали игрушки, а в течение дня они их тоже берут). В течение дня они выполняют действия, которые полезны для закрепления памяти, но могут снижать интерес к данному виду труда.

В средней группе прекрасно тренирует мелкую моторику рук откручивание и закручивание всевозможных крышек и колпачков; месить и раскатывать тесто. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание: рожки, макароны, сушки и т. п. Предложить ребенку прощупать разные крупинки, этим он разовьет тактильные ощущения. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Большое значение в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагоги уделяют ручному труду.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

В процессе ручного труда, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Именно ручной труд играет огромную роль в развитии мелкой моторики рук. Так как он затрагивает все области развития ребёнка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности.

К концу среднего дошкольного возраста дети должны уметь :

- застёгивать и расстёгивать пуговицы;

- шнуровать ботинок;

- шнуровать на специальных рамках;

- нанизывать кольца на тесьму;

- играть с мозаикой;

- сортировать мозаики по ячейкам;

- играть с конструкторами;

- перебирать крупы, зерно;

- работать с бумагой;

- изготовлять предметы из разнообразных материалов.

Особое удовольствие у детей вызывает конструирование из счётных палочек; лепка из солёного теста; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.); выполнение аппликации из природного материала (семян, круп, яичной скорлупы, желудей, листьев и т. п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге декоративных узоров, геометрических фигур, букв; изготовление мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина.

Так же у детей вызывает интерес нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т. д.).

Публикации по теме:

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Тематический перспективный план по развитию у детей среднего дошкольного возраста осязания и мелкой моторики СЕНТЯБРЬ "Я и моя семья " 1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 3."Что купила мама".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 17:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовая деятельность и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рощина Юлия (УИ 2238636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД