Татьяна Юрченко
Трудности овладения связной речью детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
У дошкольников с ОНР большие сложности наблюдаются при выполнении проб, направленных на построении определенных предложений по наглядной опоре, что обусловлено неспособностью определять предикативные предложения, а так же со сложностями в лексико-грамматическом оформлении высказанного суждения. Кроме того, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были выявлены трудности при самостоятельном построении рассказов, расстройство логического порядка изложения, смысловые пропуски, незаконченность отрывков микро тем, продолжительные паузы на границе фраз либо их частей, что говорит о сложностях программировании содержания подробных монологических высказанных суждений. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при выполнении проб, направленных на исследование креативного рассказывания. Дети испытывают трудности при определении плана рассказа, в изложении логической последовательности сюжета. Нередко реализация творческих заданий заменяют пересказом известного произведения. Экспрессивная речевая деятельность служит средством процесса коммуникации. В некоторых ситуациях дошкольники с общим недоразвитием речи являются инициаторами процесса коммуникации, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопутствуют рассказом. Все это замедляет процесс развития связной речи и требует систематической логопедической работы.
Публикация «Трудности овладения связной речью детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
По исследованиям Е. Е. Аюповой, А. С. Спицыной, дети с общим недоразвитием речи испытывают огромные сложности при выполнении проб, направленных на самостоятельное описание игрушки либо известного объекта: оно ограничивается нередко обозначением определенного признака предмета, на котором застревают дети, либо перескакиванием с одного суждения на другое. Речевая деятельность при этом становится более грамматичной, обостряются сложности лексической тенденции. К 6-6,5 годам наблюдаются небольшие сложности при развитии всех сторон речевой функциональной системы, которое исследуется в ходе в глубокого логопедического обследования при реализации детьми дидактических упражнений.
И. А. Кириллова высказывает мнение о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при реализации проб, направленных на составление развернутого рассказа по иллюстрации, серии сюжетных иллюстраций, редко испытывают трудности при выделении главной мысли повествования, установить логику и последовательность в изложении ситуаций. Описывая события из собственной жизни, сочиняя рассказ на тему с элементами креативности, дошкольники с общим недоразвитием речи используют элементарные малоинформативными предложения. На этой стадии формирования речевой деятельности обнаруживаются сложности при планировании собственных речевых высказываний и выборе конкретных речевых средств.
У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется существенное отставание в развитии навыков описательного и повествовательного рассказа. У детей этой категории отмечаются серьезные затруднения при пересказе и построении рассказов по иллюстративной опоре.
Таким образом, связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются сложности при программировании речевых высказываний, в выборе материала, лексико-грамматическом структурировании речевых высказываний. Для дошкольников этой категории характерны расстройства связности и логического изложения. Это препятствует усвоению детьми программного материала по всем разделам, в результате дошкольники оказываются недостаточно подготовленными к школьному обучению.