Инна Злобина
Труд в жизни воспитанников реабилитационного центра
Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах и как неотъемлемый компонент общего образования.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.
Публикация «Труд в жизни воспитанников реабилитационного центра» размещена в разделах
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание в социально- реабилитационном центре является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с трёх лет. Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность педагоги, обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
В нашем центре учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
*- подчеркивают общественную значимость труда;
*- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
* - строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
* - постепенно расширяют самостоятельность детей;
* - создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
* - направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
В процессе любого вида труда нашими педагогами решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка : умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию воспитанников. У них развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Наряду с организацией труда, важно у воспитанников сформировать психологическую готовность к труду, что достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
4) овладение общей ориентировкой в мире профессии и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения.
Экономические трудности последних лет и рост семейного неблагополучия существенно обострили проблемы детства в нашей стране в целом. Годы кризиса отбросили значительную часть семей с несовершеннолетними детьми за черту бедности, что негативно сказалось не только на их материальном положении, но и на эмоционально — психологическом климате. В особо трудной ситуации оказались дети из неполных и многодетных семей. Большинство детей из этих семей не посещают школу, питаются от случая к случаю, бродяжничают, совершают правонарушения.
Вопросы социальной поддержки семьи и неотложной помощи детям группы риска требуют незамедлительного решения. В связи с этим, в конце ХХ века в нашей стране возникла острая необходимость в открытии специализированных учреждений (приюты, центры помощи детям и социально - реабилитационные центры) для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У воспитанников специализированных учреждений, как правило, искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы потребности в основных видах деятельности (познании, общении, труде и т. п., а, следовательно, слабо развиты учебные и трудовые навыки и умения. У детей не было образца жизни близких, испытывающих радость от своей профессиональной деятельности, чаще всего они живут как безработные и не стремятся заняться полезной деятельностью, перестают трудиться вообще.
Наши наблюдения показывают, что привлечение воспитанников центра к посильному, каждодневному труду в процессе организации их жизнедеятельности, способствует наиболее эффективному восстановлению и развитию их нравственных качеств личности.
У многих подростков отсутствуют отдаленные во времени перспективы, связанные с освоением профессий и будущей работой, им присущ социальный инфантилизм, легко трансформирующийся в социальное иждивенчество.
Наш опыт позволяет утверждать, ранняя профориентация дезадаптированных детей и подростков позволяет сформировать у них позитивное отношение к труду как необходимому средству нормальной жизни человека.
Труд становится великим воспитателем. Когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы, развивает любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский.