Наталья Диппель
ТРИЗ — уникальная технология развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ
• Выделение объектов, изображенных на картине.
• Установление взаимосвязей между объектами.
• Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
• Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
Публикация «ТРИЗ — уникальная технология развития связной речи» размещена в разделах
• Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
• Описание местонахождения объектов на картине.
• Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
• Поиски многозначности смысла сюжета картины.
• Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
• Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
• Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КАРТИНЫ
• Выбор основной (возможной) функции объекта.
• Перечисление составляющих объект элементов, частей.
• Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.
• Представление возможных изменений данного объекта во времени.
• Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.
Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
Название игры, цель Методические рекомендации
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.
"Составление рассказов-фантазий"
Цели:
• учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;
• учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Базовая информация
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
• "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
• "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
• "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
• "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
• "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
• "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.
Методика работы с детьми
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…".
Приглашаются волшебники:
1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
6. Волшебник Времени ( этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
• Что происходит с этим объектом?
• Какие ощущения он испытывает?
• Как он теперь воспринимает окружающий мир?
• Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
• Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
• Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
• Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
• Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
ПР: Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок. Составлен двумя детьми седьмого года жизни.
"Клубок, который научился летать"
Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: "Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел".
Советы воспитателям
-Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".
-Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
-Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
-Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий
1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
2. Пригласить одного из Волшебников.
3. Преобразовать объект или его часть.
4. Составить фантастический рассказ.
(из выступления на педсовете)
Источник: интернет, книги А. М. Страунинг