Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Тренинговое занятие «Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тренинг был создан для работы с детьми 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к экзаменам.
Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе.
Задачи.
- обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости;
- развитие навыков уверенного поведения;
- формирование умения дифференцировать эмоции в поведении людей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Публикация «Тренинговое занятие „Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
1. Упражнение «Цвет моего настроения». Участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с их настроением в данный момент.
2. Упражнение «Эмоции».
Давайте попробуем дать определение понятию «эмоция».
Таким образом, эмоция — это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно.
А по каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию. Желающие высказываются.
Хорошо. Итак, под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение.
А по каким признакам человек узнает, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди. Хорошо. Иными словами, эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
Основная часть
Ведущий говорит участникам. Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями.
К негативным относятся: злость, страх, грусть, обида, апатия и т. д.
А можете привести примеры из своего опыта, когда вы испытываете те или иные эмоции?Ведется обсуждение.
Подводя итоги, можно сделать вывод, каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Зачем природа наделила человека этой способностью? ЭМОЦИИ - это сигналы об опасности, угрожающей жизни.
3. Упражнение «Мозговой штурм на тему эмоций».
Участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая обсуждает злость;
вторая — страх;
третья — грусть;
четвертая — апатию.
По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3–5 мин. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.
Примерные варианты выводов: – злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься; – страх сигнализирует об опасности; – грусть побуждает нас задуматься; – апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Негативные эмоции по-своему полезны. Но, несмотря на это, бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, какие? - ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал; - так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; - испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности.
Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.
ТЕСТ ЭМОЦИЙ (ТЕСТ БАССА-ДАРКИ В МОДИФИКАЦИИ Г. В. РЕЗАПКИНОЙ)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Диагностика различных форм агрессивного поведения (см. презентацию).
4. Упражнение «Уверенный, Неуверенный, Грубый».
От имени этих персонажей участникам предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях: 1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь. 2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь. 3. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь.
Каждая ситуация обсуждается в такой последовательности: участник берет в руки (например, персонаж «Грубый») и после описания первой ситуации произносит несколько реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается от лица учителя. Затем следующий участник берет в руки другой персонаж и данная ситуация повторяется. Задача ведущего — реакцией своего персонажа подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения.
После завершения необходимо обсудить, как ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные. После обсуждения ведущий предлагает участникам ознакомиться со «Сравнительной таблицей» (см. презентацию).
Три участника по очереди зачитывают признаки неуверенного, грубого и уверенного поведения.
Далее проводится сравнение «взгляд – поза – жесты – голос - речь» неуверенного, грубого, уверенного человека. Затем участники самостоятельно разыгрывают вторую и третью ситуации, опираясь на таблицу.
Какая тактика была самой эффективной и почему?: - грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, - неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, - уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.
Заключительная часть
5. Упражнение «Ситуации»
Участники обсуждают, кто чаще переживает стресс, уверенный, неуверенный или грубый человек? Почему? (Неуверенный часто испытывает страх, грубый – злость или гнев).
Ведущий напоминает участникам, что человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно. Ведущий предлагает участникам еще раз посмотреть на «Сравнительную таблицу», на котором записаны признаки уверенного поведения, или и попытаться принять позу уверенного человека, пройтись как уверенный человек. Ведущий также может предложить участникам различные ситуации, кидая им по очереди мяч, и попросить их высказаться уверенно.
Ситуации: – тебе нужно попросить преподавателя, чтобы он разрешил переписать контрольную; – тебе нужно отпроситься с урока; – в магазине ты хочешь попросить продавца заменить товар; – ты хочешь попросить старшего брата пустить тебя поиграть в компьютер и др.
Участники могут сами предложить типичные ситуации.
Ритуал прощания.
Упражнение «Цвет моего настроения».