Алла Шевчук
Тренинг толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
1. Обучающая:
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
- Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
2. Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
Публикация «Тренинг толерантности» размещена в разделах
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
3. Развивающая:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать навыки саморегуляции;
- развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: цветные стики, клей, фломастеры, ручки, ватман, рисунок Дерево толерантности, бумажный скотч. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Структура занятия:
1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;
3. Третий этап - игровой: система упражнений.
4. Заключительная часть: рефлексия занятия.
Ход занятия:
Первый этап – организационный.
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется.
Игра «Имена».
- Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут и скажите, как будут звать вас, когда вы станете взрослыми.
( Пояснение для учителя: учащиеся говорят по цепочке. Например: «Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас зовут Володя, а когда вырасту, будут звать Владимир Михайлович».)
- А как ещё вас называют одноклассники, родители?
(учитель делает вывод)
- Всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно бы было, если бы люди все были абсолютно одинаковыми.
Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).
Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.
Правила поведения:
• Доверительный стиль общения;
• Общение по принципу "Здесь и теперь";
• Искренность в общении;
• Конфиденциальность всего происходящего в группе;
• Активное участие в происходящем;
• Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
• Уважение говорящего.
Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей.
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? ( ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Показ презентации - «Планета толерантности».
Слайд 1
психолог: 16 ноября объявлен Всемирным Днем Толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Слайд 2
психолог: На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
Слайд 3
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Слайд 4
Толерантность – слово заимствованное,а поэтому мало понятное.
Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы воспитанников)
Слайды 5
Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников). Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…
Скажите, какие животные вам нравятся (ответы воспитанников).
Слайд 8
Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы воспитанников).
Слайд 11
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все – мы разные, все мы – равные!
Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»
• Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы
• Хлопают те, у кого темные волосы
• Хлопают те, у кого длинные волосы
• Хлопают те, у кого короткие волосы
• Хлопают те, у кого вьющиеся волосы
Слайды 13, 14, 15
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.
Слайд 16
Игра ПРИВЕТСТВИЕ
А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.
(Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.
Русские, англичане, американцыв качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. В нее играют ребята из Африки, из страны Конго.
Создаём колаж толерантного человека, участники делятся на две команды и из молодёжных журналов делают колаж толерантного человека. Потом должны объяснить, что они сделали.
Третий этап - игровой
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.
Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Слайд 17
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Заключительное задание “Дерево толерантности”
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Четвертый этап - рефлексия.
Упражнение на рефлексию "Клубок"
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.
Итог занятия.
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
Литература
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т. Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т. Э. Харрис – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М. : Генезис, 2001.