Елена Искра
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой и национальной толерантности.
Игра 1. «Все мы жители России»
Цель:
- формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру;
- знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей;
-развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь.
Публикация «Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Варианты игр:
Тема: "Найди по описанию"
Цель: формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России.
Материал: картинки и иллюстрации с изображениями костюмов жителей России.
Ход игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.
Тема: "Определи костюм по фрагменту"
Цель: закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде.
Материал: пазлы или фрагменты картинок с изображением национальных костюмов.
Ход игры: педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают.
Тема: "Культура народов России"
Цель: формирование у детей представления о том, что в России живут разные народы, все они имеют свою культуру, традиции.
Материал: картинки и иллюстрации.
Ход игры: ребёнок выбирает картинку и исполняет песенку или стихотворение, рассказывает сказку или предлагает подвижную игру этого народа.
Игра 2. «Кто построил этот дом»
Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу планету, формирование обобщающих понятий : народ, жилище, национальный костюм и т. д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.
Материал: картинки и иллюстрации.
Ход игры: педагог перемешивает картинки (иллюстрации, а дети выбирают дом и людей в национальном костюме, которые построили его.
Игра 3. «Страны и народы»
Цель: формирование представления детей о странах Земли и их народах. Развитие интереса к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
Игра 4. «Подбери наряд кукле»
Цель: ознакомление с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду.
Игра 5. «Скажи кокой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формирование знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
Ход игры: татарин-татарский, мордвин-мордовский….
Раздел 2. Дидактические игры (дружеские взаимоотношения или игры на развитие дружеских взаимоотношений и детской самооценки)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: побуждение у детей желания совершать добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Игра 1. «Хорошие, плохие поступки»
Цель: формирование в детях дружеских взаимоотношений, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.
Материал: волчок, карточки с картинками, на которых дети изображены в разных ситуациях.
Ход игры:
Педагог:
- Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими?
(Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)
- Еще какими?
(Вежливыми.)
-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми.
Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.
-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки.
-Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.
-Открыть карточки, нам поможет волчок (палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать (Педагог крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.).
Игра 2. «Благородные поступки»
Цель: формирование в детях желания совершать поступки ради других людей. Формирование понимания того, что поступком мы не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам. Педагог кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Игра 3. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формирование дружеских отношений, повторение правила этикета, правило поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: педагог начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
Игра 4. «Узнай, о ком я говорю»
Цель: формирование понимания и осознания детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал:-
Ход игры: педагог описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
Игра 5. «Птица счастья»
Цель: стимулирование детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Материал: стенд в виде птицы, разноцветные кружочки, фото детей, липучки для крепления
Ход игры: ребенок свою метку и от нее лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помощь на занятии, голубой – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зеленый – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня, в конце дня подводятся итоги.
Раздел 3. Дидактические игры («добрые» и «вежливые» слова)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: формирование культуры поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Игра 1. «Поиски добрых слов»
Цель: выявление значения слов на примерах «простите, извините», объяснение необходимости извинения, признания вины или доказательства правоты и поступка, слово и отношение.
Материал:-
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
Игра 2. «Вежливое слово»
Цель: формирование в детях культуры поведения, вежливости, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т. п.
Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картинке.
Игра. 3 «Я люблю…»
Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу. Развитие коммуникативных способностей.
Материал: -
Ход игры: педагог говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
Игра 4. «Назови ласково»
Цель: совершенствование речи детей как средства общения, воспитание дружеских взаимоотношений. Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Знакомить с разными именами.
Материал: -
Ход игры: Миша-Мишенька, Даша-Дашенька, Дашуля….
Игра 5. «Волшебное слово»
Цель: побуждение желания следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитание доброжелательного и толерантного отношения к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: картины и изображения людей.
Ход игры: злые-добрые, больные-здоровые….
Раздел 4. Дидактические игры с родителями
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: привлечение внимания родителей к значимости дидактических игр в формировании толерантности, укрепление взаимопонимания и сотрудничества.
Игра 1. «Расскажи о своей семье»
Цель: формирование представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
Ход игры: составление фотоальбома с родителями. Следующий этап рассказ по фотоальбому или генеалогическому древу.
Игра 2. «Как я дома помогаю»
Цель: формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитание желания оказывать помощь людям.
Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: родители показывают карточку, предлагают составить рассказ по ней и рассказывать, кто и какие обязанности выполняет дома
Игра 3. «Вспомни сказку»
Цель: закрепление у детей знания содержания сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитание у детей желания совершать добрые дела.
Материал: книги с рассказами или сказками.
Ход игры: после прочтения родителями сказки, дети вспоминают сказку и сказочных героев, которые совершили добрые или злые поступки, анализируют и дают им оценку.
Игра 4. «Круг желаний»
Цель: развитие речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Формирование миролюбия, твердого желания творить добро.
Материал: любимая игрушка.
Ход игры: на прогулке с родителями, на детской площадке можно поиграть со сверстниками. Дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Ч хочу, чтобы все зло на планете исчезло» и т. п.
Игра 5. «Клубочек»
Цель: помощь детям в игровой форме, быстрее познакомиться и подружиться друг с другом.
Материал: яркий клубок плотных ниток.
Ход игры: родители предлагают детям встать в круг. Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к родителю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Родитель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения. Не разрывал нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом