Папки-передвижки

Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»

Сагитова Эльвира
Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг с учителями

«Общение с «трудными» подростками»

Цель: психологическое просвещение учителей и других специалистов работающих с девиантными подростками, обучение эффективному взаимодействию с учащимися.

Задачи: 1. Научить техникам эффективного общения с подростками

2. научить применять техники саморегуляции

3. профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Публикация «Тренинг с учителями „Общение с трудными подростками“» размещена в разделах

1. Оргмомент.

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Психолог: Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы школьников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т. д.

Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Психолог: Так каких же подростков можно отнести к категории «трудные»?

Большинство исследователей называют «трудными» таких подростков, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.

Психолог, вопрос к аудитории: Какое поведение называется отклоняющимся?

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.

Психолог: Давайте обозначим факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение:

1. Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения НС).

2. Психологические (нервно-психические заболевания).

3. Социально-педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации).

4. Социально-экономические (социальное неравенство, неполная семья)

5. Морально-этические (неблагоприятная криминогенная ситуация).

Упражнение «Варианты общения»

Цель: попробовать разные варианты общения.

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Вопросы:

1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.

Психолог: В научной литературе (И. А. Невский) выделяют следующие стадии развития отклонений в поведении несовершеннолетних:

1) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства подростков, связанное с непослушанием, упрямством и т. д. ;

2) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, дерзость, лживость и т. д.);

3) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность и др., принявшие характер систематических или привычных;

4) делинквентное или преступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения;

5) деструктивное или экстремальное поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности несовершеннолетнего (систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, половая распущенность).

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Психолог: Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Включается слайд 7.

Психолог: Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе : побеги из дома, систематические пропуски в занятий, воровство, вымогательство, ложь, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Психолог: Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Упражнение «Конструктивный стиль поведения в конфликте»

Приглашаем 2 желающих, предлагаем договориться, кто в паре будет «А», кто «Б».

«А» должен занять место на стуле, «Б» встает перед ним.

Инструкция: «Соедините ладони ваших рук. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время выполнения упражнения. Итак, «Б» давит на ладони «А», «А» сопротивляется. (Для выполнения задания достаточно 30 секунд). Потом участники меняются местами и повторяют задание.

Обсуждение

Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?

Вывод: В конфликтных взаимоотношениях люди испытывают дискомфорт, когда на них «давят» словами, интонацией, действиями. Не удивительно, что большинство из них стремятся избежать конфликта или в целом общения с такими «давящими» людьми.

техники саморегуляции:

• Дыхание

Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.

Успокаивающий образ или звук можно выбрать самостоятельно. Некоторые возможные варианты мы с вами сейчас сделаем:

- Лифт. Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для спуска вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.

- Вода. Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды. Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает… Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте берег.

- Звук. Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук стирает все отвлекающие образы и мысли.

А сейчас мы все с вами встанем в круг и я вам покажу как можно себя расслабить:Арт- Музыка терапия-(мелодия)

Прощание – «Спасибо!». На одну ладонь положите те эмоции, мысли и чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!

Публикации по теме:

Фотоотчет о диспуте с подростками «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?»Фотоотчет о диспуте с подростками «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?» Диспут «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?» Цель: -создание условий для формирования коммуникативной, этической, социальной,.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Педагогическое общение с детьми Педагогическое общение с детьми. Калачева Л. А. Уважаемые коллеги! Сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения.

Традиция «Я дарю тебе общение»Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 11:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»» (включая файлы) размещена пользователем Сагитова Эльвира (УИ 3345179) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД