Сагитова Эльвира
Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг с учителями
«Общение с «трудными» подростками»
Цель: психологическое просвещение учителей и других специалистов работающих с девиантными подростками, обучение эффективному взаимодействию с учащимися.
Задачи: 1. Научить техникам эффективного общения с подростками
2. научить применять техники саморегуляции
3. профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Публикация «Тренинг с учителями „Общение с трудными подростками“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Оргмомент.
Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!
Психолог: Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.
Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы школьников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т. д.
Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.
Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Психолог: Так каких же подростков можно отнести к категории «трудные»?
Большинство исследователей называют «трудными» таких подростков, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.
Психолог, вопрос к аудитории: Какое поведение называется отклоняющимся?
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Психолог: Давайте обозначим факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение:
1. Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения НС).
2. Психологические (нервно-психические заболевания).
3. Социально-педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации).
4. Социально-экономические (социальное неравенство, неполная семья)
5. Морально-этические (неблагоприятная криминогенная ситуация).
Упражнение «Варианты общения»
Цель: попробовать разные варианты общения.
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Вопросы:
1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.
Психолог: В научной литературе (И. А. Невский) выделяют следующие стадии развития отклонений в поведении несовершеннолетних:
1) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства подростков, связанное с непослушанием, упрямством и т. д. ;
2) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, дерзость, лживость и т. д.);
3) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность и др., принявшие характер систематических или привычных;
4) делинквентное или преступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения;
5) деструктивное или экстремальное поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности несовершеннолетнего (систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, половая распущенность).
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Психолог: Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Включается слайд 7.
Психолог: Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе : побеги из дома, систематические пропуски в занятий, воровство, вымогательство, ложь, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.
Психолог: Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.
Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.
Упражнение «Конструктивный стиль поведения в конфликте»
Приглашаем 2 желающих, предлагаем договориться, кто в паре будет «А», кто «Б».
«А» должен занять место на стуле, «Б» встает перед ним.
Инструкция: «Соедините ладони ваших рук. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время выполнения упражнения. Итак, «Б» давит на ладони «А», «А» сопротивляется. (Для выполнения задания достаточно 30 секунд). Потом участники меняются местами и повторяют задание.
Обсуждение
Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?
Вывод: В конфликтных взаимоотношениях люди испытывают дискомфорт, когда на них «давят» словами, интонацией, действиями. Не удивительно, что большинство из них стремятся избежать конфликта или в целом общения с такими «давящими» людьми.
техники саморегуляции:
• Дыхание
Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.
Успокаивающий образ или звук можно выбрать самостоятельно. Некоторые возможные варианты мы с вами сейчас сделаем:
- Лифт. Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для спуска вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.
- Вода. Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды. Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает… Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте берег.
- Звук. Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук стирает все отвлекающие образы и мысли.
А сейчас мы все с вами встанем в круг и я вам покажу как можно себя расслабить:Арт- Музыка терапия-(мелодия)
Прощание – «Спасибо!». На одну ладонь положите те эмоции, мысли и чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!