Комаревцева Елена
Тренинг с родителями «Я и мой ребенок. Поиски взаимопонимания»
Тренинг с родителями на тему «Я и мой ребёнок – поиски взаимопонимания»
Подготовила тренинг воспитатель Комаревцева Е. А.
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия, выбор поддержки, как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка.
Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
Публикация «Тренинг с родителями „Я и мой ребенок, Поиски взаимопонимания“» размещена в разделах
- помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей; - способствовать формированию культуры общения родителей и детей; - тренировать коммуникативные умения родителей.
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.
- формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
Ход тренинга:
Содержание беседы.
1. Вводная часть
2. Теоретическая часть
Здравствуйте уважаемые папы и мамы!
Искренне рада видеть вас. Мы сегодня собрались с вами поговорить о детях и взрослых. Вы тоже были детьми, и наверное у каждого найдется детская мечта, или желание, которые не были реализованы по разным причинам, появлялось чувство обиды и не понимания со стороны родителей. Но все - таки семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Сегодня у вас появилась возможность еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию.
Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наши взгляды жесты, мимику. К большому сожалению, не всегда так бывает в реальной жизни.
Например: нам некомфортно, если нас не понимают или не видят. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства. Сегодня мы будем говорить о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно подкорректировать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям.
Хочется остановиться на младшем возрасте детей, потому - что в этом возрасте существуют некоторые особенности взаимопонимания. В быстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и ценности. Дети зачастую оценивают поступки своих родителей. Поэтому родителям требуется более критично относиться к себе и своим поступкам. С одной стороны, ребенок в период младшего возраста стремится к самостоятельности, протестует против опеки и контроля; с другой — он испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки. Вот как об этом основном противоречии сказал В. А. Сухомлинский:
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг. Я самостоятельный. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, становится страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно доберусь до вершины».
Родитель и ребенок одно целое, а для этого нужно проявлять активность, соблюдать правило здесь и сейчас, говорить от своего имени. Готовы к работе?
Упражнение «В детстве я был (а…
Предлагаю по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был (а….» (Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.)
предмет для передачи по кругу.
Молодцы уважаемые родители. Ну как вам упражнение? Сложно вам было?
Воспитать ребенка к сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «рядом», нужно чтобы ваши дети ответы на свои вопросы искали у вас. Но зачастую, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему?
Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его тревожит.
Сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно упражнение.
Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. задание: Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Предлагаю поделиться по кругу одним прекрасным качеством вашего ребенка. Ведущий тренинга : «Какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки».
лист А4 цветные карандаши
Спасибо вам уважаемые родители. Давайте продолжим.
Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на нас, на то, что мы сказали, придавая особое значение тому, каким тоном мы сказали. Ведь в этот момент мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это происходит, когда ребенок становится более старшего возраста. Ведь именно для среднего возраста характерны эмоциональная неустойчивость.
А сейчас давайте немного поговорим, как мы общаемся с детьми.
3. Освоение техники «я - высказывания»Я хочу познакомить вас с техникой «я - высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестала что-либо делать по дому!» (например если вы приучаете ребенка например убираться в своей комнате). Это «ты - высказывание». Вот таким «ты - высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком (не забывайте, что дети в этом возрасте особенно обидчивы и ранимы). "Я - высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я - высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня". Давайте попробуем превратить «ты - высказывание» в «я - высказывание» : «Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделась на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я - высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я приготовила вот такую небольшую методичку, которая поможет вам ( на листах бумаги написаны слова: обида, без обиды)- Почему все должна делать я? (Обида.) Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь. (Без обиды.).
-Ты сделаешь то, что я тебя попрошу? Меня беспокоит твое поведение в детском саду. Может быть, ты устал в садике, тебе нравится в детском саду?
-Ты никогда меня не слушаешься! Когда я вижу, что ты меня не слушаешься, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Для меня очень важно твое поведение, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.
-Тебе все равно, что я говорю тебе! Когда я вижу, что тебя не интересует мое мнение, я огорчаюсь. Я надеюсь, что в следующий раз ты прислушаешься к моему совету.
-Ты всегда ужасно себя ведешь! Сейчас ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более послушным. - Ты всегда без спросу берешь мои вещи! Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Спроси меня, можно ли это взять.
4. Итог.
Ведущий:
Я благодарю вас за беседу. Есть ли у вас вопросы? (воспитатель отвечает)
По окончания беседы родители получают «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.