Приложение МААМ

Тренинг для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта педагога как одна из форм психологической поддержки в ДОУ»

Шипулина Юлия
Тренинг для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта педагога как одна из форм психологической поддержки в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг с педагогами «Развитие эмоционального интеллекта педагога, как одна из форм психологической поддержки в ДОУ».

Психолог. Добрый день, рада вас видеть.

1. Упражнение «Приветствие».

Цель: разминка, приветствие участников друг друга, снятие психологического напряжения.

Публикация «Тренинг для педагогов „Развитие эмоционального интеллекта педагога как одна из форм психологической поддержки в ДОУ“» размещена в разделах

Участникам тренинга предлагается поздороваться с группой продолжив фразу: «Здравствуйте, сегодня замечательный день, потому что…» (светит солнце, у меня хорошее настроение, я купила себе интересную книгу, я сегодня здесь с вами).

2. Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите фразу.

1. Если педагог – это цвет, то какой?

2. Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

3. Если педагог – это настроение, то какое?

4. Если представить, что педагог, это сказочный герой, то какой?

5. Если педагог – это время года, то какое?

6. Если педагог – это вид спорта, то какой?

7. Если педагог – это фильм, то какой?

8. Если педагог – это праздник, то какой?

9. Если педагог – это напиток, то какой?

10. Если педагог – это книга, то какая?

11. Если педагог – это цветок, то какой?

12. Если педагог – это дерево, то какое?

13. Если педагог - это драгоценный камень, то какой?

14. Если педагог – это песня, то какая?

15. Если педагог – это игрушка, то какая?

3. Упражнение «Энергизатор»

Цель: разминка, снятие мышечного, эмоционального напряжения.

Структура работы: для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее. (Постройтесь по росту, по размеру обуви, по длине волос (от самых коротких, по цвету глаз начиная от светлых, по месяцу рождения, по числу дня рождения)

Вопросы для обсуждение:

Что помогло быстрее построиться?

Психолог. Тема нашего семинара «Развитие эмоционального интеллекта, как одна из форм психологической поддержки педагогов ДОУ». Предлагаю нам вместе ответить на следующие вопросы:

4. Упражнение «Всезнайка»

Цель. Знакомство с понятием эмоций, чувств и интеллекта, «эмоциональный интеллект»

Группе задаются следующие вопросы для обсуждений.

1.1. Что такое эмоции? Для чего нужны эмоции и нужны ли вообще.

1.2. Что такое эмоциональный интеллект? Общий (умственный) интеллект и эмоциональный, какова связь?

1.1. Эмоции – психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира - людей, предметов, явлений, событий. 5 основных функций эмоций : 1Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека. Оценить критическую или конфликтную ситуацию. 2. Побуждение, мотивация к тем или иным действиям, с целью удовлетворения своих потребностей или желаний. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне (адреналин)3. Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся действий. 4. Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный и неприятный исход. 5. Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.

1.2. Эмоциональный интеллект – это специальный навык, который заключается в умении осознавать, генерировать и обрабатывать собственные эмоции и получаемую информацию эмоционального характера так, чтобы содействовать правильному и конструктивному мышлению.

Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только разумно управляет своими эмоциями и решает связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается в эмоциональном плане. Эмоционально развитый человек прекрасно знает, что трудные эмоции нельзя игнорировать или подавлять, иначе они могут в ближайшем будущем стать причиной возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Российский исследователь Д. В. Люсин, предлагает собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т. е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Эмоциональный интеллект тесно связан с общим интеллектом и не может без него существовать. Однако было замечено, что далеко не все люди, у которых высокий умственный интеллект преуспевают в жизни. Они как правило, прекрасно справляются с решением каких-то производственных задач, связанных с расчетом и планированием. Но некоторые из них оказались совсем неудел когда дело касалось взаимодействия в коллективе и терпели неудачи за неудачами в личной жизни. Многие гениальные люди, создавшие ту или иную инновационную технологию или придумавшие новую теорию, часто испытывали проблемы в сфере межличностных отношений, а не умеющий писать без ошибок торговец может самого скептически настроенного покупателя без труда убедить в том, что ему просто необходимо приобрести какую-то безделушку. Тогда было высказано предложение, что в основе коммуникаций лежит другой вид интеллекта, эмоциональный. Этот интеллект, отвечающий за распознание и понимание своих эмоциональных реакций, и узнавание эмоциональных реакций других людей. Дело в том, что в принципе не важно, что происходит, важно то как на это реагирует человек. К примеру, идет дождь, один будет бегать по лужам и наслаждаться струями воды с неба, другой будет проклинать все на свете, один будет слушать музыку ударов капель дождя о крышу, другой будет мучатся от грохота этой проклятой воды. Или встречаем мы человека и говорим ему здравствуйте, один улыбнется, другой отвернется, третий не заметит. И именно по эмоциональным реакциям можно понять, что другой чувствует по поводу произошедшего, а своя собственная реакция дает возможность понять, как вы относитесь к той реакции другого. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, правильно расставлять приоритеты, добиваться поставленных целей и противостоять манипулированию. Без этих навыков в современном мире не может обойтись ни один психолог, менеджер, воспитатель, преподаватель, продавец, управленец, руководитель. Развитие ЭИ остро необходимо для людей профессий «человек-человек», а так же во взаимоотношениях родитель-ребенок, а так же для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимоотношений с окружающими.

5. Упражнение «Разогревки-самооценки»

Цель: снятие напряжения, усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, настрой на работу.

Задания:

• Если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши.

• Если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу.

• Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа.

• Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

• Если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногою.

• Если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от ваших стимулов, подмигните.

• Если вы не можете удивлять знакомых неординарным поступком, помашите рукой.

• Если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, потопайте ногами.

• Если вы считаете, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой.

• Если вы верите, что настроение ваших воспитанников зависят от ваших эмоций, поднимите вверх две руки

6. Упражнение «Назови эмоцию».

Цель: научиться распознавать эмоции.

Участникам предлагаются фотографии людей, выражающих различные эмоции. Предлагается их распознать и назвать. (слайд-шоу)

7. Упражнение «Психорисунок»

Цель: рефлексия, распознавание собственных эмоций

Инструкция. За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем обменятся рисунками с соседом. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нам изображено.

8. Упражнение «Синхронно»

Цель: развитие групповой перцепции.

Все участники группы садятся по кругу.

Инструкция «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Я буду считать- раз, два, три – и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.

9. Упражнение «Разложи по парам»

Цель: развитие понимания участниками собственных чувств; понимание сущности различных эмоциональных категорий; анализ взаимодействия различных чувств и эмоций в жизни человека.

Оборудование: карточки с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки, бумага.

Группа делится на пары или тройки (работа может проходить индивидуально). Участникам раздаются карточки с написанными на них названиями эмоций и чувств.

Инструкция: «Разложите все карточки по парам так, чтобы эмоции (чувства, которые на них написаны, были наиболее близкими, похожими».

После того как все участники закончат комбинировать карточки, они обсуждаются в группе.

Далее дается обратная инструкция: «Разложи все карточки по парам так, чтобы эмоции, которые на них написаны, были противоположными друг другу.

Боль Вина Уныние Оптимизм Радость

Страх Счастье Меланхолия Презрение Скука

Спокойствие Ненависть Печаль Ревность Отвращение

Любовь Злость Ярость Гнев Восхищение

Страсть Симпатия Нежность Удивление Смятение

Стыд Смущение Интерес Удовольствие Возбуждение

Тревога Предвосхищение Наслаждение Веселье Безмятежность

10. Упражнение «Атомное убежище» (выполняется в микрогруппах)

Цель. Отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.

• Использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии

• Умение выслушивать друг друга

• Авторитарное давление

• Сдача без борьбы, тактика ухода от активных действий.

Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаивании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба?

Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание «Представьте себе, что произошла атомная война. Вся планете погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей. Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек. Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек, чтобы оставшиеся в живых 5 человек смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново. Вот список этих 10 человек:

• Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).

• Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).

• Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

• Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

• Мужчина, 22 года, студент Института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

• Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.

• Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

• Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей.

Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.

• Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.

• Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.

После завершения обмен чувствами. Выбор аргументировать.

11. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета плюсы своей работы. Участники зачитывают и обсуждают, чего больше - плюсов педагогической деятельности или минусов.

Ожидаемый результат, что плюсов все таки больше, вывод работа педагога тяжела, но приятна.

12. Упражнение. Релаксация «Отдых на море»

Цель: снятие мышечного напряжение

Примите удобное положение. Закройте глаза. Перед нами голубое море, оно бесконечно уходит вдаль, сливаясь с небом. В облаках улыбается солнце. Издали дует легкий теплый ветерок, он несет в себе влагу дальних морей, он нежно, словно руки мамы, развевает наши волосы. Отражение неба в ребристой глади моря кажется нам то светло-голубым, то темно-синим. Мы слышим, как где-то неподалеку плещется вода о кромку берега. Вода плещется о берег и касается наших голых ступней, она теплая и приятная. Мы видим как вода приносит с собой мелкие водоросли темно-зеленого цвета. От них исходит приятный запах моря, запах свежести и чистой воды. Мы наступаем на них, и нам становится мягко и уютно, нас больше не беспокоят камни на берегу. Нашим ногам тепло и приятно. Солнце, проглядывая сквозь облака и отражаясь в воде, светит нам в глаза, ласкает наше лицо. Кажется, что лучики разговаривают с нами, шепчут нам в ушки ласковые слова, какие мы хорошие и красивые. Вместе с теплым ветерком лучики солнца согревают нам руки и ноги. Нам становится тепло и уютно.

А море такое же бесконечное, как наши мысли, но сейчас мы забываем обо всем, мы расслабляемся под солнцем, под лаской теплого ветерка, мы глубоко вдыхаем свежий морской воздух, нам становится еще уютнее и теплее. Наше сознание отдыхает. Мы не помним ничего, в голове пустота, остались только ощущения тепла морской воды, ласковости теплого ветерка и нежности лучей солнца. Наше тело расслаблено, оно, будто вата, впитывает в себя все, что дает нам природа. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

13. Упражнение «Дружеская ладонь»

Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

Участникам раздаются листики бумаги

Инструкция: «Обведи контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на ладошке. И я с удовольствием присоединяюсь к вам.

14. Упражнение «Волшебная шкатулка»

Цель. Поднятие настроения, сплочение группы.

Участникам группы предлагается достать по одной записке из волшебного мешочка, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий:

• Тебе сегодня особенно повезет!

• Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

• Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

• Люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!

• Сделай себе подарок!

• Сегодня вместе с тобою радость и веселье!

• Сегодня твой день, успехов тебе!

• Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

• Сегодня и всегда удача будет с Вами!

• Дайте счастью разрешение войти в ваш внутренний дом!

• Поверьте, что в Вас гораздо больше сил и талантов, чем вы сейчас осознаете!

• Выбирайте то, что Вам подлинно полезно и необходимо.

• Сегодня Ваш день, успехов!

• Верьте в себя и все получится!

15. Обсуждение. Что понравилось, что нет, получили, что ожидали. Рефлексия, обмен чувствами, эмоциями.

Что понравилось? Что не понравилось? Какое упражнение показалось самым интересным? С каким было сложнее всего справится?

Публикации по теме:

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Психологический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период введения ФОП дошкольного образования»Психологический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период введения ФОП дошкольного образования» Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции. Задачи: -снять эмоциональное напряжение, посредством.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта педагога как одна из форм психологической поддержки в ДОУ»
Опубликовано: 15 января 2024 в 14:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта педагога как одна из форм психологической поддержки в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Шипулина Юлия (УИ 1217514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД