Гульнара Яушева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Актуализировать процесс самоанализа педагогов.
2. Познакомить с приемами саморегуляции.
3. Снять эмоциональное напряжение.
4. Способствовать формированию позитивного мышления (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
Цветные фломастеры, шаблон буквы «Я», Ларец с мудрыми мыслями.
Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
Ход семинара:
Введение. «Здравствуйте, уважаемые педагоги! Большая часть учебного года уже позади. Многие из вас устали и хотят в отпуск. Сегодня мы немного отдохнём и расслабимся, пообщаемся в тесном кругу, поговорим об эмоциональных трудностях, которые могут у нас возникнуть или возникают. Очень часто причину эмоциональной нестабильности мы видим в усталости, накопившемся напряжении.
В настоящее время установлено, что синдрому эмоционального и профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники.
Эта проблема остается актуальной, поскольку возрастают требования к личности педагога, так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, и отличается очень высокой эмоциональной загруженностью.
В начале давайте по приветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Я сегодня вот такая.»
Цель. Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально. Также направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение.
Содержание. Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Татьяна, сегодня вот такая» - при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее.
Игра продолжается, пока в ней не примут участие все. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте ВСЕ!»
Обсуждение. После игры можно провести обсуждение, задав участникам следующие вопросы:
• Легко ли было изобразить свое состояние?
• Легко ли было повторить движения, мимику водящего?
• Приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения, интонацию? Понравилось ли обращение по имени?
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Как Вы думаете:
Каковы симптомы эмоционального выгорания у педагога? (ответы педагогов)
Упражнение «Клубок».
Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам встать. Шагаем строго за мной, не шуметь, поторопитесь, не отстаем. (инструкцию говорить приказным тоном). Через некоторое время попросить взяться за руки. Представьте, что мы нить и наша цель смотать клубок. Подбодрить всех, какие Вы молодцы, вы очень тонко чувствуете, друг друга, все успевают? Кто-то хочет предложить свой способ ходьбы? Мы достигли своей цели, мы стали единым целым, прочувствуйте плечо своего коллеги, похлопаем друг, другу. Какие эмоции вызвало у вас это упражнение? Было ли вам комфортно? Важно уважительно, корректно общаться со своими коллегами, родителями четко ставить цели, поддерживать друг друга. В своих коллективах мы делаем одно дело, идем к одной цели. Поэтому важно уважать друг друга. Быть внимательными к своим коллегам, чтобы вовремя оказать им помощь.
Каковы причины эмоционального выгорания? (ответы педагогов)
Упражнение “Квадрат”
Построить весь коллектив в круг (если участников мало, можно попросить всех закрыть глаза, если много с открытыми глазами). Теперь, нужно перестроиться в квадрат. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен. Спросить, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Из упражнения Вы, наверное, заметили, что для решения определенной задачи в коллективе, необходимо прислушиваться друг к другу, в какие то моменты иметь лидеров, которые способны организовать процесс и команду, которая это реализует.
Ответьте на вопрос:
Чем помочь себе и коллегам при эмоциональном выгорании? (ответы педагогов)
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
Физические упражнения на расслабление.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Упражнение «Мороженое».
Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.
Какие Вы можете назвать способы профилактики эмоционального выгорания. (ответы педагогов)
Вы сейчас предложили способы профилактики эмоционального выгорания и сделали для себя определенные выводы. Жизни бывает и белая и черная полоса, главное не сдаваться! Послушайте притчу!
Однажды ослик упал в глубокий колодец и стал громко кричать, призывая своего хозяина себе на помощь. Хозяин увидел печальную картину и развел руками - вытащить ослика из колодца было нереально.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Очень важно любить себя. Каждый человек – это уникальная личность. Подумайте в чем Ваша исключительность, уникальность, сильная сторона. Вспоминайте о своих успехах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Перейдите с вопроса «Чем я хуже других?» к вопросам «Что у меня получается лучше, чем у других? Какие у меня есть преимущества?».
Опираясь на свои сильные стороны, можно реализовать свой потенциал, свои способности, воплотить свою мечту в действительность.
Одна из причин увеличения нервозности, раздражения, когда мы не получаем положительной оценки своего поведения. Поэтому важно поощрять себя самому.
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».
Правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».
• Я управляю своими внутренними ощущениями.
• Я горжусь своими достижениями!
• Я люблю себя и свою жизнь!
• Я полон хороших идей!
• Я легко справляюсь с любыми вопросами!
• Я профессионал своего дела!
Цените и любите себя! Вы уникальны! А сейчас предлагаю показать свою уникальность, через коллаж.
Шаблон у Вас белый, цветные фломастеры (или картинки по цвету разные, которые вам нравятся, нарисуйте схемы которые, выражают вас сегодняшних, ваши эмоции, настроение. Вот какую букву создала я буквально за пять минут до нашей встречи (показать и немного рассказать о себе).
На столе я выкладываю шаблоны, ножницы, клей, и журналы. Ваша задача: выполнить самопрезентацию, путём создания коллажа на шаблоне буквы «Я». Девиз вашей работы: заполни «Я» своим смыслом!
На всю работу у вас 7 минут!
Итак, у вас получились замечательные коллажи! Подпишите свою букву с обратной стороны своим именем, так, как вам нравится, когда к вам обращаются. И самый смелый начнёт рассказывать о себе, комментируя изображения на своей «Я», первоначально назвав своё имя. Итак, все представятся по ходу часовой стрелки от смельчака.
Девиз этого этапа работы: Если ты не знаешь, что о себе сказать, то, что же о тебе могут сказать люди?
В процессе работы вы тесно общаетесь. То есть имеете друг о друге представление. И наверняка, подметили друг в друге что-то очень хорошее, достойное комплимента. Именно комплимент друг другу я и предлагаю сделать. Передайте свою букву «Я» соседу слева. Вам тоже пришла буква. Напишите её хозяину комплимент под его именем. Не скупитесь, вам тоже пишут. Вам вернётся ваша буква с комплиментами под вашим любимым именем.
Девиз этого этапа работы: доброе слово и кошке приятно.
Каждый из вас уже почувствовал сопричастность друг к другу, что нас всех уже объединяет, мы это сейчас выразим буквально. На пол, ваша объединённая группа, выложит свои буквы «Я» так, чтобы получилась буква «М», а ваша группа выложит свои буквы «Я» так, чтобы получилась большая буква «Ы».
Теперь выстраиваемся словом "МЫ" жестом показываем своё отношение к мастер-классу. Участники фотографируются.
Зачитать слова Омара Хайяма:
Конечно, цель всего творенья – МЫ,
Источник знанья и прозренья – МЫ,
Круг мироздания, подобен перстню,
Алмаз в том перстне, без сомненья – МЫ!
В завершении нашей встречи предлагаю открыть «Ларец мудрых мыслей».
Участникам предлагается достать из ларца листочки, на которых написаны высказывания о позитивном мышлении и зачитать.