Папки-передвижки

Тренинг «Профессиональная адаптация молодых педагогов«

Екатерина Копылова
Тренинг «Профессиональная адаптация молодых педагогов«
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг «Профессиональная адаптация молодых педагогов"

Цели тренинга : содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов.

Задачи:

• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

• Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.

Публикация «Тренинг „Профессиональная адаптация молодых педагогов„» размещена в разделах

• Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

• Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.

Материалы: повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, маркер, лист ватмана, доска – магнитная, магниты, шкатулка.

Ход ТРЕНИНГА

1. Вступительное слово

- Здравствуйте, меня зовут…. Сегодня мы собрались на эту встречу, чтобы познакомиться, пообщаться, обсудить очень важные ситуации, которые довольно часто встречаются в нашей жизни. Хочу начать наше мероприятие с мудрых слов.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Вот хорошее правило жизни. Тогда все, что придет потом, покажется вам приятной неожиданностью

(М. Э. Ремарк)

Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Игра на сближение «Перышко»

Цель: познакомиться с участниками, установить доверительные отношения друг с другом. Каждый участник пишет свое имя на карточке.

- Я попрошу встать вас в круг. Мы будем передавать перышко, и при этом называть свое имя. Вместе с именем называем природное явление, часть природы, с которым (как вам кажется) вы ассоциируетесь. Перышко надо передавать очень осторожно и аккуратно – ведь это вам внутренний мир.

- Например, Елена – Дерево, потому, что у меня мощные корни - это мой родители, ствол – мой жизненные ценности, листочки – мой дети. Алексей – гора, потому, что у меня твердые моральные принципы.

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: осознать и определить, что каждый участник ожидает от тренинга и сравнить свое ожидание с другими.

Каждый участник на отдельных клейких листочках пишет свои ожидания от этого тренинга в целом, что хочет получить, что его привело на встречу. По кругу зачитывают, то, что написали на листочках и приклеивают на отдельный лист на стене или доску.

Предлагаю немного развить тему. По поводу чего чаще всего испытывают чувство неудовлетворённости молодые педагоги? Участники высказываются и дают свою версию. Соцопрос показал 4-е популярных ответа.

Во-первых, это разочарование оплатой труда. Многие люди уверены, что педагогический труд малооплачиваем, но это не совсем так. Действительно, в самом начале, это не очень большая сумма, но по прошествии некоторого времени она приближается к средней заработной плате по стране.

Во-вторых, ожидание от детей прекрасного поведения и продуктивной деятельности.

В-третьих, ожидание от родителей беспрекословного доверия и признание авторитета педагога.

В- четвёртых, ожидание идеальных отношений с коллегами и администрацией.

Примите тот факт, что не все дети должны быть удобными и замотивированные на получение новых знаний, умений и навыков, всегда быть послушными, всегда посещать на ОУ с интересом и радостью и т. д. Не все родители беспрекословно должны делать то, что предлагает педагог и способствовать обучению своего ребенка. Не все коллеги будут готовы броситься к вам на помощь.

Золотое правило жизни: не переживай из-за того, что ты не в силах изменить, прими ситуацию такой, какая она есть. Ведь мы не пытаемся изменить погоду, а просто одеваемся по погоде.

Ежедневная работа педагога - достаточно большая нагрузка на психику. Из каких параметров слагается рутинная работа учителя, какими качествами должен обладать успешный, авторитетный педагог?

Многие эксперты утверждают, что профессионализм педагога складывается приблизительно из представленных качеств:

1. Меняться – признавать ошибки.

2. Развиваться всесторонне.

3. Уважение к детям и собственная самоценность.

4. Толерантность и чувство границ.

5. Понимание того, что педагог оказывает услугу, что это не смысл жизни.

6. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами.

7. Педагогическая интуиция (обладание наблюдательностью и знаниями психолога, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей);

8. Творческий подход ко всему: самокритичность, самоирония, саморазвитие…

Одним словом, педагог должен быть интересен детям, привлекать к себе внимание, побуждать к лучшему, уметь руководить и делегировать. Педагог не может быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ребенка, стараться вести за собой, стимулировать развитие личности подрастающего поколения, повышать мотивацию к обучению.

Беседа. Какое качество вы считаете особо важным в этом списке? Почему? Этот список можно дополнить. (ответы)

2. Самодиагностика «Колесо баланса»

Ушинский К. Д. писал: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию». Давайте заглянем внутрь себя.

Психолог рисует. Перед вами координатная плоскость с восьмью лучами ее можно расширит. Начертите также, как на образце. Пожалуйста, оцените по 10-ти бальной шкале, в какой степени вам свойственно каждое из этих качеств. 10 – это качество развито у вас максимально, а 1 – минимальное развитие качества. Отметьте это значение точкой на соответствующей оси. Получившиеся точки соедините плавной замкнутой линией. Это колесо вашей педагогической деятельности. Как далеко вы на нём уедете? Имеются ли на вашем колесе «белые пятна» и «ясность и осознанность»?

Попытаемся убрать «слепую зону» и подсветить, то что ранее было вне зоны вашего видения. Выберите одно качество, которое вам бы хотелось углубить и расширить. Выделите его жирным луч на плоскости.

Наш мир устроен так, что для того, чтобы что-то получить, мы обязательно должны что-то дать. Мы всегда чем-то платим, что бы ни получали: если не деньгами, так переживаниями, комфортом, чувством и действиями. То же правило действует и в отношении наших профессиональных качеств : развивая одно из них, мы параллельно ослабляем другое. Но если мы это делаем осознанно, то обретаем способность поддерживать наш баланс профессиональных качеств педагога, необходимый для успешной деятельности.

А теперь подумайте, какое качество или их больше из предложенного списка на колесе баланса, вы готовы усилить, что вам нужно. Какие усилия вы готовы приложить, чтобы достичь лучшего исхода. Подчеркните его и рядышком напишите, ваши действия.

Упражнение «Мои профессиональные планы»

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Начать процедуру можно следующим образом:

1. «Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями. После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.

Вопросы, которые могут задаваться:

• Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

• Какая между ними связь?

• Чем отличаются рисунки участников? и т. д.

2. Упражнение «Хорошо и плохо»

«Я предлагаю вам назвать несколько профессионально качеств учителя и записать их на листах бумаги. По кругу каждый участник выскажет свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество, потому что …», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество, потому что…» и так далее попеременно. Проводится 2 круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную сторону качества».

3. «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».

Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.

Вопросы для обсуждения:

• От кого зависит возможность осуществления этих планов?

• В какое время они должны произойти?

• Что может помешать тебе осуществить свои планы?

• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т. д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.

Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

Упражнение «Шкатулка пценностей»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу передаётся шкатулка и участникам предлагается написать и положить в нее «ювелирные ценности» профессиональный пожелания. «Ювелирные ценности» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

Притча «Об учителе и ученике»

- Долгие годы жил Ученик у Учителя познавая его мудрость. Кроме того, конечно, он делал много других необходимых для них обоих вещей: собирал хворост для костра, носил воду из источника, убирал в пещере, где они вдвоем жили, ходил на охоту. А когда к Учителю приходили люди за советом - Ученик внимательно слушал, что тот говорит. Иногда Учитель сам начинал рассказывать разные истории о дальних странах, об удивительных обычаях чужеземцев, о мудрецах, живших за морями, о мудрости их. Однако, это бывало очень редко, разве только когда к ним долго никто не приходил и Учителю становилось скучно - хотелось поговорить, а было не с кем. Остальное же время все их общение сводилось к поздравлениям с началом нового дня и пожеланиям доброй ночи. Даже по хозяйству, если это слово подходит к той нищете, в которой они жили, Ученик уже сам, без приказа Учителя, знал, что он должен делать.

Так они жили вместе долгие годы. Несмотря на скупость знаний, передаваемых учителем и скромностью их стола - Ученик за все эти годы ни разу даже не подумал о том, чтобы его покинуть. Но, однажды, Учитель заболел. Взгляд его помутился, он слег. Часто шептал, время от времени кричал, или просто бормотал что-то непонятное Ученику. И хотя ученик поил его отварами целебных трав, его продолжало трясти в лихорадке. Между тем люди, которые продолжали приходить к нему за советами, возвращались ни с чем. Учитель не мог им помочь, а Ученик считал себя не вправе давать советы вместо Учителя. И припасы пищи заканчивались, а Учитель все не поправлялся.

Однажды утром Ученик понял, если он сегодня ничего не заработает, то завтра им нечего будет есть. И когда пришли люди к Учителю, он не прогнал, а выслушал и посоветовал поступать так, как сам считал нужным. Так продолжалось день за днем. Между тем, Учитель начал поправляться. Он уже не бредил. Понемногу начал сидеть, потом начал просить Ученика выводить его на свежий воздух. Слушал, не вмешиваясь и не поправляя, поучения-установки Ученика людям, которые к ним приходили. Одним солнечным утром учитель понял, что уже вполне выздоровел. Он сам, опираясь только на палку-посох, вышел из пещеры. К тому времени, и Ученик вернулся из леса, где собирал целебные травы и ягоды.

- Здравствуйте, Учитель! - Поздоровался он, обрадовавшись, что Учитель сам вышел из пещеры.

- И действительно хороший день сегодня, очень хороший, - ответил Учитель.

- Чего изволите, Учитель? - Спросил Ученик.

- А дашь слово, что исполнишь мое желание? - Улыбнулся в бороду старец.

- Конечно! Сделаю все, что пожелаете, Учитель!

- Ты хорошо подумал, прежде чем ответить? - Продолжал старик.

- Да, Учитель!

- Мое желание простое, - наконец объяснил наставник. - Хочу, чтобы ты немедленно покинул меня, мою пещеру, эту гору и никогда сюда не возвращался. Я благодарю Тебя за все, что Ты сделал для меня за все эти годы, которые мы вместе прожили. За то, что не дал мне умереть и вылечил, выходил меня, когда я болел. Но сейчас я здоров и хочу, чтобы Ты оставил меня.

- За что, Учитель, вы меня прогоняете? - Только и смог спросить печально Ученик.

- Не спрашивай меня больше ничего, собирайся и иди своей дорогой! - ответил Учитель.

Ученику ничего не оставалось, как выполнить волю наставника. Долгие годы скитался он, дорогами мира, нося с собой обиду за неблагодарность Учителя. Но однажды, когда уже Ученик поседел-постарел. Одним хорошим утром, проходя мимо дерева, увидел, как некая (он не знал ее имени) птичка выталкивает птенца из гнезда, заставляя его учиться самостоятельно летать. И в этот момент Ученик наконец понял смысл последних слов Учителя: «. и иди своей дорогой». «Каким же я был дураком!»- Сказал он себе. «Сколько лет я носил в сердце черную злобу вместо благодарности мудрому учителю». Он поднял голову, посмотрел на синее безоблачное утреннее небо. И ему почему-то стало легко-легко на душе, как будто с него упал страшный груз.

«Идти своим путем», - улыбнулся он в седую бороду и пошел дальше.

3. Напутствие

Не забывайте, что у вас есть своя жизнь

Самое главное — не несите работу домой! Тетради проверяйте в школе, презентации или уроки готовьте тоже в школе. У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети — вы им нужны. Встречайтесь, общайтесь, ходите в кино, на выставки, в театр, рестораны. Жизнь не останавливается на проверке тетрадей и поиске заданий. Распределяйте силы равномерно и обязательно переключайтесь на другие сферы своей жизни. В противном случае эмоциональное выгорание вам гарантировано.

Не работайте по принципу «Моя хата с краю»

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

Раскрывайте свой творческий потенциал

Этому может способствовать осознание своей позиции, которую вы занимаете по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

4. Рефлексия по кругу.

• Подвести итоги тренинга.

• Выяснить, сбылись ли ожидания участников.

• Оценить уровень заинтересованности и удовлетворенности.

Участники делятся впечатлением от тренинга.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для молодого педагога (Текущая диагностика) Уважаемый педагог! С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нужное подчеркнуть. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас. Ф. И. О___

1. Какие чувства Вы испытываете (ли) в период адаптации (в первое время работы в ОУ?

Тревожность, неуверенность в своих силах

Пессимизм, чувство собственной неполноценности

Повышенная утомляемость, снижение работоспособности

Страх перед воспитанниками

Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки

Эмоциональный упадок

Другое ___

2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

Да, изменилось в лучшую сторону

Да, изменилось в худшую сторону

Нет, осталось прежним

Затрудняюсь ответить

Другое ___

3. Что делается в образовательном учреждении для молодых педагогов?

Закрепление за молодыми преподавателями наставника – педагога

Консультации и помощь, предлагаются молодому педагогу со стороны педагогов со стажем

Оказывается помощь со стороны администрации и методиста образовательного учреждения

Направляют в другие ОУ на МО

Организована школа молодого педагога

Другое ___

4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности

Нет, трудностей практически не возникает

Затрудняюсь ответить

5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?

Неожиданное посещение занятия заведующим или старшим воспитателем

Разговор с администрацией по поводу возникающих проблем

Знакомство с родителями детей, проведение родительного собрания

Индивидуальная беседа с родителями воспитанников по различным поводам

Взаимодействие с детьми в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности

В процессе организации самостоятельной деятельности

Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке

Разработка документации (планирование, конспекты и т. п.) Другое___

6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

7. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите? ___

8. Представляет ли для вас трудность (да/нет) :

Подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности ___

Организовывать сотрудничество между детьми ___

Подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия ___

Мотивировать детей, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ___

Создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности ___

другое (допишите)___

9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора) :

самообразование

семинарам-практикумам

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника ОУ

школа молодого педагога

другое (допишите)___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Зарядка после дневного сна»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Зарядка после дневного сна» Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию и при правильных инструкциях и выполняемых.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Фотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагоговФотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагогов Сегодня, мне хочется рассказать о том, как мы готовили визитку к педагогической игре МОСТ, которую организовал районный методический центр.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Профессиональная адаптация молодых педагогов«
Опубликовано: 3 июня 2022 в 04:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Профессиональная адаптация молодых педагогов«» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Копылова (УИ 806462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД