Ольга Сосова
Тренинг для сплочения педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для педагогов
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Публикация «Тренинг для сплочения педагогического коллектива» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Цель тренинга: развитие у участников группы коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- развитие позитивного отношения к себе и к участникам группы
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- актуализировать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы:
бумага формата А – 4, простые карандаши, художественные средства (краски, кисти, фломастеры, масляная пастель)
МАК
стаканы с водой
спокойная музыка для релаксации
бумага для записей, шариковые ручки по числу участников
Ход тренинга:
(Вступление, правила группы) – 5 минут
Психолог:
Уважаемые коллеги! Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Целью нашего психологического тренинга является развитие Вашей коммуникативной компетенции. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Сегодня мы будем общаться и, возможно, в каждом из нас произойдут некоторые изменения. Чтобы общение было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть и узнать себя и коллег с другой стороны. Становясь участником тренинга, Вы сможете открыть для себя новые способы развития внутренних качеств и способностей.
Для обеспечения максимально комфортного взаимодействия в группе необходимо соблюдение некоторых правил:
- «Выключить сотовые телефоны, чтобы в течение тренинга не отвлекаться на них»
- «Принцип активности». Активное участие в происходящем. Норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу, активно слушаем, смотрим, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.
- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
- Правило уважения к говорящему. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».
Теперь мы знаем правила и особенности работы нашей группы.
Диагностика: (5 минут) перед началом нашего тренинга я прошу вас подойти к этому столу и выбрать карту с изображением, которое наилучшим образом отражает ваше настроение именно сейчас. Расскажите пожалуйста о своем настроении одной фразой.
Мостик: спасибо за вашу открытость. Пришло время познакомиться и поможет нам в этом…
Упражнение 1. «Приветствие с помощью метафоры» (15 мин.)
Создать метафору, сравнительную аналогию на тему «Я в своем коллективе как» Например, «Я в своем коллективе, как царь горы».
Метафоры должны быть позитивными!
Примерные рефлексивные вопросы:
1. Вызвало ли какие-нибудь затруднения данное упражнения?
2. Всем ли по душе придуманные метафоры?
3. Хочется ли кому-то изменить метафору?
4. Может быть возникли еще какие-то метафоры?
Мостик: как хорошо, что это упражнение вызвало улыбку на ваших лицах и мы узнали друг о друг что-то новое. Так не будем останавливаться и продолжим наше знакомство и взаимодействие с помощью следующего упражнения…
Упражнение 2. «Близкое знакомство» (15 минут)
Инструкция: по моей команде необходимо перестроиться в заданном порядке. Осуществляйте движения молча.
- встаньте пожалуйста в ряд по росту;
• по первой букве имени;
• по цвету волос (от светлого к более темному);
• по стажу работы.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.
Примерные рефлексивные вопросы:
1. Какие затруднения возникли при выполнении упражнения?
2. Помогали ли вам другие участники?
3. Какие качества необходимы людям для того, чтобы они могли работать слаженно в коллективе?
Мостик: совершенно верно. МИНИ-лекция (3-5 минут)
…Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Сплоченная, дружная команда – это половина успеха любого дела. Именно поэтому начальники всех уровней всегда считали необходимым по возможности сплачивать свой коллектив и создавать у работника внутреннее убеждение того, что он не просто приходит в место для зарабатывания денег, кишащее малосимпатичными ему личностями, но что в коллективе он окружен друзьями и близкими.
Поскольку коллективная жизнь, по сути, предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы.
Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Американские социальные психологи, посвятившие свою жизнь благородному делу исследования трудовых взаимоотношений, после многих десятилетий экспериментов вынесли, наконец, вердикт: идеальным способом для укрепления связей внутри любого коллектива являются тренинги.
Известно, что, когда люди воодушевленно, сообща делают какое-то дело, между ними возникает чувство локтя и дружбы. На этом принципе и построены такие тренинги – людей собирают не отдыхать и не беседовать, а трудиться. И труд этот позволяет выйти за рамки обыденности и погрузится в увлекательный, фантастический мир, который создаете вы сами!
Итак, закройте пожалуйста глаза и представьте наш мир через 100 лет. То, что можно было увидеть лишь в фантастических фильмах о межгалактических путешествиях и посещениях нашей планеты гостями из внеземных цивилизаций воплотилось в реальность. Сегодня у нас есть уникальный шанс совершить увлекательное путешествие на удивительную планету Позитумия по приглашению ее жителей, которые умеют дружно и сплоченно работать и очень ценят эти качества в других. Позитумцы могут взять всего одну команду, которая сможет убедить жителей этой далекой планеты, что они - сплоченный и дружный коллектив, основанный на доброжелательности, взаимовыручке и умении поддержать друг друга.
Мостик: Инопланетные жители будут неустанно наблюдать за тем, как вы будете выполнять конкурсное задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ», которое состоит в следующем…
Упражнение 3 «Полет на позитумию» (5 минут) + 15 минут обсуждение = 20 минут
…необходимо взять по 2 карты из 4 колод, изображение которых наиболее полно отражает ваши способности и таланты, без которых ваша команда не сможет эффективно функционировать. По этим картам инопланетяне будут составлять ваш портрет Через 2 минуты у вас должно быть 8 карт…
…поступила новая команда – нужно оставить всего 4 карты…1 минута
… ещё одна команда – оставить всего 2 карты…
… увы, для самопрезентации своих способностей можно оставить только одну карту.
Примерные рефлексивные вопросы:
1. Вызывало ли какие-нибудь затруднения это задание?
2. На каком этапе было сложно сделать выбор?
3. Какую способность вы оставили и как ее отражает изображение на карте?
4. Какие сходства и различия вы заметили в оставленных вами способностях?
5. Считаете ли вы важным, чтобы в коллективе люди обладали разными способностями?
Мостик: По этому поводу существует притча:
Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы.
Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.
И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит.
Цветок ответил:
— Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше.
Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, какой вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.
…спасибо, что поделились своими впечатлениями, но нам нужно вернуться к нашему заданию и довести его до конца.
Продолжение упражнения 3… (10 минут)
…теперь возьмите свои карты и создайте коллективный подвижный коллаж (ничего приклеивать не нужно). Коллаж должен наилучшим образом отражать портрет вашего коллектива. Пусть в создании коллажа вам помогут карточки с различными словами и фразами, которые смогут описать ваши таланты и способности как единого целого коллектива. Не забудьте дать название своей команде! У вас 10 минут времени!
Примерные рефлексивные вопросы: (15 минут)
1. Легко ли вам было договориться о месторасположении карт и содержании карточек со словами?
2. Был ли в вашей группе лидер? Приходилось ли уступать другим?
3. Что нового и интересного вы узнали о своих коллегах, чего не замечали раньше?
4. Скажите, чему научило вас наше сегодняшнее занятие?
Мостик: Благодаря нашему воображению мы можем в своем сознании создавать различные образы и фантазии. Но как хорошо осознавать, что сегодня в воображаемой ситуации вы взаимодействовали с совершенно реальными людьми, наделенными индивидуальными способностями и талантами. Давайте щедро поблагодарим друг друга, и на память о сегодняшнем тренинге перечислим те индивидуальные качества, которые мы ценим в каждом из нас (игра «Листок за спиной»). (5 минут)
1 ч. 30 мин.