Ольга Исаченко
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов ДОУ «Мир особого ребенка»
Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их в своей работе.
Любое тренинговое занятие начинается с разминки.
1. Поменяйтесь местами те, у кого сейчас хорошее настроение.
2. Поменяйтесь местами те, для кого сегодняшний день начался с зарядки.
3. Поменяйтесь местами те, у кого есть сыновья.
4. Поменяйтесь местами те, у кого здесь есть домашние животные.
Публикация «Тренинг для педагогов „Мир особого ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
5. Поменяйтесь местами те, у кого короткие волосы.
Упражнение «Общий ритм»
Ведущий задает определенный ритм, все участники стараются его повторить как один.
Любой участник может предложить свой вариант ритма.
Педагог-психолог : Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, об отношении к ним, о трудностях, встречающихся в работе с такими детьми.
Упражнение «Ассоциации»
Прошу вас записать на листке 5 ассоциаций к словосочетанию «особенный ребенок».
Педагог-психолог : Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивался с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Попадая в социум, они испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормативные дети.
Упражнение «Опросник для педагогов «Особый ребенок»» (в Приложении)
Упражнение «Трудности»
Это упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми.
Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой ОВЗейки, фиксирует варианты ответов.
Предполагаемые ответы: У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, анализ);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Педагог-психолог : Какая основная проблема наблюдается у детей с ОВЗ? Неумение коммуницировать, говорить.
Упражнение «Коммуникативный дом»
Этот образ ярко иллюстрирует очередность формирования коммуникативных умений и очень помогает в понимании, что если пропущен или недостаточно сформирован хоть один кирпичик, то «дом» рухнет.
Все коммуникативные умения связаны между собой и не развиваются изолировано.
У нормативно развивающихся детей они формируются в процессе онтогенеза, а для детей с особыми образовательными потребностями необходимо создавать специальные условия, позволяющие целенаправленно формировать данные умения.
При поступлении ребёнка с ОВЗ в ДОУ необходимо выстраивать свою работу в соответствии с этапами «коммуникативного домика».
1 этап. Фундаментом является врожденная потребность в общении: желание (умение) принять приглашение поиграть.
Ребенок вступит во взаимодействие, находясь в зоне комфорта и интереса. Следовательно, задача специалиста - сделать так, чтобы ребенок захотел общаться, чтобы у него появился коммуникативный мотив.
Для этого организуется деятельность, которая интересна конкретному ребенку :
Сенсорные игры (выдувание мыльных пузырей, запускание волчков, бросание камушков в воду, наблюдение за светящимися и заводными игрушками);
Телесно – ориентированные игры – забавы (раскачивание на одеяле, кручения, щекотки, «В ямку бух»);
Игры – прятки (с платочком, с одеялом);
Присоединение к стереотипным играм ребенка (ряды из машин, однообразные действия с предметами).
Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, камушек утонул в воде, одеяло перестало раскачиваться, ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение, которое может быть выражено любым коммуникативно-значимым сигналом (движение руки, головы, взгляд, голосовая или звуковая активность). Это самое простое умение, но оно дает ребенку почувствовать, что коммуникация процесс двусторонний и она может приносить удовольствие, а источником этого удовольствия является взрослый, находящийся рядом.
2 этап. Когда желание в общении и умение общаться у ребёнка закрепляется, переходим ко второму этапу: умение смотреть в лицо и в глаза взрослого, которое формируется в сенсорных играх и играх-забавах.
Игры на удержание взгляда:
Игра с прозрачной косынкой, через которую ребенку легче смотреть в глаза другому человеку;
Одевать забавные предметы (нос клоуна, очки, колпачок, которые ребенок с интересом разглядывает и фиксирует свой взгляд на нашем лице;
Наклеивание на лицо взрослого наклеек, которые ребенок будет снимать;
Игры с зеркалом («строить рожицы»).
3 этап. На следующем этапе формируются: умение концентрироваться на людях и предметах, умение подражать (копирование действий, звуков других людей, соблюдение очередности в игре (как предпосылка развития диалога).
Организуются:
Предметные игры: бросание мячей, катание машин, складывание предметов в коробки, игры с сортерами и др. ;
Игры на подражание: «Делай как я», «Делай так» (подражание движениям и действиям с предметами);
Музыкально – ритмические игры, логоритмические упражнения (Е. Железнова, Т. Ермолина).
Тренировка данных коммуникативных умений проходит как при индивидуальном взаимодействии педагога и ребенка, так и во время групповых занятий.
Часто использую игру «Делай как я». Бросаю разноцветные звенящие мячики в ведерко и концентрирую внимание участников – «детей» на данной деятельности. Затем предлагаю: «Делайте как я», «Делай как я». Участники подражают движениям педагога – берут мячик из корзинки, бросают в ведерко, произносят лепетное слово «бах». После игра усложняется: нужно соблюдать очередность и использовать жест «Я» (правой ладонью коснуться груди).
4 этап. На следующем этаже «коммуникативного дома» находятся умение слышать речь человека в зашумленной среде (в группе) и понимать чувства людей, ситуацию и речь.
Упражнения, используемые на данном этапе, направлены на:
понимание простых инструкций: дай, возьми, положи, принеси;
названий и функционального назначения обиходных предметов.
Упражнение, демонстрирующее прием работы по формированию умения понимать названия игрушек и соотносить изображения с реальными предметами. Педагог показывает игрушечную машинку, четко проговаривает слово, указывая на предмет, показывает жест («руль») и использует звукоподражание («би – би»). Затем показывает картинку, также сопровождая словом, жестом и звукоподражанием. Картинку кладет рядом с игрушкой. Участники повторяют данный прием, используя другие игрушки и картинки (мяч, кукла, юла).
Данные умения отрабатываются как на индивидуальных занятиях, так и в процессе режимных моментов и различных видов деятельности в группе, когда ребенку из общего фона надо вычленить обращение, адресованное именно к нему.
5 этап. В процессе вышеперечисленных сенсорных и предметно – манипуляторных игр формируется умение играть.
У невербальных детей большое значение имеет умение использовать жесты для передачи сообщения.
Используем социально – значимые жесты;
Демонстрация жестов: привет, пока, дай, на, я, мне, есть, пить, спать, вот - указательный жест.
жесты, обозначающие конкретные предметы и действия.
6 этап. На вершине «коммуникативного дома» умение говорить – способность складывать все предыдущие умения в сообщение, что открывает ребенку возможность выражения желаний и передачи информации в социально-приемлемой форме.
Упражнение «Построй домик». Выстроить из кирпичиков-этапов коммуникативный домик и предложить игру с ребенком на каждом этапе.
Рефлексия. «Чемодан настроения и вопросов»
Выбрать стикер определенного цвета, который отражает ваше настроение в данном направлении, работе и нарисовать то количество вопросов, которые у вас возникли после нашей встречи.
Приложение.
Опросник для педагогов «Особый ребенок»
1. Выбрать верное утверждение:
А) «Нормализация жизни» означает, что человек с нарушениями становится «нормальным», то есть человеком без нарушений.
Б) «Нормализация жизни» – термин означает, что жизнь человека становится нормальной, такой, как у других членов общества.
2. О наличии речи у ребенка с ОВЗ можно судить, если он:
- умеет строить предложения
- говорить отдельные слова
- произносить отдельные звуки
- контактировать (использовать жесты, мимику, прикосновения)
- общается с другими людьми
- конкретное говорение (в письменной, мысленной, устной форме)
3. Впишите понятия (абилитация или реабилитация) в соответствии с содержанием:
___это восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
___это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки (чаще у детей раннего возраста).
4. Что значит «инклюзивность» или «инклюзия»?
Это такой принцип организации жизни в обществе, который позволяет участвовать в ее разных аспектах (повседневная жизнь, образование, культура и искусство) всем людям, независимо от их внешности, происхождения, пола, состояния здоровья.
Каждый человек в разные моменты жизни инклюзивен, привести 3 личных примера:
Я-инклюзия___
Я-инклюзия___
Я-инклюзия___
5. О детях с какими диагнозами идет речь?
А) Как правило, эти дети доброжелательны, любознательны, открыты, очень общительны. Присутствует, умственная отсталость в лёгкой или умеренной формах. Восприятие отсроченное, они медленнее реагируют на внешние раздражители. У них позже устанавливается контакт глаз, социальная улыбка менее частая и не такая интенсивная, как у сверстников, характерно снижение мышечного тонуса (гипотония) в конечностях, мышцах губ и языка. Пониженный тонус затрудняет развитие тех навыков, которые требуют работы определенных мышц. Это одна из причин задержки развития двигательных функций. При этом у детей отмечаются неловкость движений, повышенная гибкость (гипермобильность) суставов___
Б) У этих детей имеется нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Характерно избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Плюс у таких детей обычно есть повторяющееся поведение, или жестко ограниченные узкими рамками интересы___
В) Детям свойственно нарушение отставание и отхождение от нормы, психическое недоразвитие (или замедленное развитие, в целом или каких-либо отдельных функций. Имеются стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Все перечисленные выше отклонения, как правило, выявляются на 5 году жизни, и имеют полностью обратимый характер___
С) У детей наблюдается общее недоразвитие психики, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Как правило, это вызвано патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию___