Лучший педагог года

Тренинг «Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями»

Ольга Саржан
Тренинг «Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: просвещение воспитателей по вопросам эффективного взаимодействия с родителями.

Задачи:

1. Обучить правилам успешного взаимодействия с родителями;

2. Закреплять знания о разных типов родителей и стратегиях правильного поведения с ними;

3. Развивать навыки гибкого и доброжелательного общения с родителями;

4. Помочь в преодолении сложностей в установлении позитивного общения с родителями.

Публикация «Тренинг „Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями“» размещена в разделах

5. Обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход мероприятия

Психолог: Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном семинаре-тренинге. Тема нашей сегодняшней встречи Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями». Начать хочу с упражнения «Дерево достижений»

Психолог: Упражнение «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Каждого из вас может выбрать листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений, ожиданий, достижений.

Теоретическая часть

Психолог: Немного теории. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы. Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Скажите:- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? (воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения с родителями. Главная задача воспитателя - обучить родителя эффективным способам воспитания ребенка)

- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»? («взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие»)

Психолог: – Как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт? Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Кроме тех форм взаимодействия, которые мы с вами обсуждали, существуют общие «Правила построения эффективного общения» :

Во взаимодействии с родителями, важно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов" : Улыбка; Имя собеседника Комплимент.

Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны

демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима

искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии! Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребенка). Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой, необходим доброжелательный,

внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить"

собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь, благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры "увеличивающие", в нашем восприятии, расстояние в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сама такая же», «У меня тоже самое». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» : «Вы сделайте то - то!», «Вы должны это». Чаще говорить: «Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели, знали». Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного взаимодействия с родителями.

Психолог: Вы наверное немного устали от теории, поэтому перед основной частью, предлагаю релаксационную пятиминутку «Австралийский дождь»

Участники встаньте в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? Такое упражнение можно проводить с родителями, начиная родительское собрание.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Психолог: Упражнение «Аукцион идей»

- Поделитесь идеями работы по традиционным и инновационным взаимодействиям с родителями. Традиционные формы (виды) взаимодействия с родителями : 1. консультации, 2. родительские собрания, 3. открытые просмотры, 4. праздники для родителей, 5. беседы, 6. конференции, 7. родительский уголок, 8. тематические выставки.

Инновационные (нетрадиционные) формы (виды) взаимодействия с родителями : 1. консультации с применением мультимедийной установки, 2. презентация детского сада, 3. совместные праздники, 4. круглый стол (где родители имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по волнующей проблеме) 5. тренинги (предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам, 6. тематические занятия с родителями, семинары-практикумы (подготовка докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработка конкретных рекомендаций,7. деловые и ролевые игры (обсуждение и воспроизведение родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании, приобретение навыков эмоционального опыта действия в таких ситуациях) 8. совместная деятельность педагогов, родителей и детей (уборка, украшение помещений; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений, 9. видеосъемка (различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями,10. создание персональных сайтов.

Психолог: Вывод: Повышение воспитателями родительской компетентности возможно через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.

Психолог: Тренинговая игра «Типы родителей». Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выступить в роли экспертов разных типов родителей : «позитивный», «вздорный», «всезнайка», «трусишка», «важная птица», «незаинтересованный» и найти стратегию правильного поведения с ними. Все участники встречи делятся на 6 групп, каждая группа получает карточку с заданием. Задача каждой группы раскрыть свой вопрос с помощью карточек-подсказок.

Карточка 1

Создайте обобщенный портрет позитивного родителя

Приятный собеседник, добродушный, трудолюбивый. Взаимодействие с ним вызывает положительные чувства. Умеет выслушать и сделать конструктивные предложения. Разумно смотреть на ситуацию. В разговоре улыбается, кивает, проявляет признаки «активного слушания». Поддерживает то, что говорит педагог. При этом может высказать конструктивно и тактично свою точку зрения. Высказывает позитивную торчку зрения, на решение проблемы. Жесты и позы открытые

Карточка 2

Создайте обобщенный портрет «вздорного» родителя

Часто выходит за профессиональные рамки беседы. Нетерпеливый, несдержанный, возбужденный. Перебивает и выкрикивает с места. Часто начинает с фразы «Нет!», «Погодите!», «Вы говорите неверно!», «Я не согласен!», «Почему!» (возмущенно). Жестикуляция активная, много резких движений. Подскакивает когда выкрикивает несогласие.

Карточка 3

Создайте обобщенный портрет родителя - «всезнайки»

Думает, что все знает наилучшим образом, но его мнение часто не разумно. Обо всем у него свое мнение. Всегда требует слова. Часто слышится в речи «Я читал…», «В интернете пишут…», «Вы неправы…». Пытается ссылаться на авторитетные источники, но делает это ошибочно.

Карточка 4

Создайте обобщенный портрет родителя – «трусишки»

Проявляет неуверенность в публичных выступлениях. Охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. Выглядит неброско, занимает место в «уголке». Прячет взгляд. Поза и жесты закрытые.

Карточка 5

Создайте обобщенный портрет незаинтересованного родителя

Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Взгляд скучающий. «Сидит в телефоне». Демонстративно смотрит на часы, вздыхает, думает «когда это все закончится»

Карточка 6

Создайте обобщенный портрет родителя – «важная птица»

Не выносит критики-ни прямой, ни косвенной. Ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. Чаще всего этот родитель, по образованию, связан с педагогикой или психологией. Садится напротив педагога. Сидит, откинувшись на спинку стула, нога на ногу. Периодически может позволить ухмыльнуться на то, что говорит педагог. Говорит обычно после того, как пройдет дискуссия и выскажутся все. Начинает предложение с местоимения Я. «Я читала…». Часто ссылается на фамилии исследователей, авторитетные лица. Говорит мало, но четко выражает свое большое самомнение.

Психолог: Стратегии поведения с родителями разного типа

Позитивный родитель

- Вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов

- Следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом

- В спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседника этого типа.

«Вздорный» родитель

- Спорные моменты до беседы

- Хладнокровие

- Постараться привлечь его на свою сторону

- Когда есть возможность, предоставить другим родителям, опровергнуть его утверждения, а затем, отклонить их

- Следить за тем, чтобы при принятии решения учитывались его предложения.

Родитель - «Всезнайка»

- Посадить рядом с позитивным родителем или собой

- Время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться

- Дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения

- Иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить сможете только вы

Родитель – «Трусишка»

- Задавать несложные вопросы

- Обращаться к нему с предложением, пояснить свое замечание

- Помогать формулировать мысли

- Специально благодарить за любой вклад в беседу, но делать это тактично

- Обращаться к нему приблизительно так «Все бы хотели услышать и ваше мнение»

Родитель – «Важная птица»

- Равноправное положение с остальными

- Не допускать ни какой критики в адрес присутствующих или отсутствующих родителей

- Использование приема «Да - но»

Родитель – «Незаинтересованный»

-Задавать вопросы информационного характера

- Придать беседе интересную и привлекательную форму

- Попытаться выяснить, что интересует его лично.

Обсуждение:

-Какие эмоции вы испытывали, от тех или иных портретов родителей?

-Были ли в вашей практике все перечисленные родители?

-Удалось ли выстроить с ними общение?

Игра «Найди свою семью».

Каждый участник получает карточку с названием животного. Читает карточку и убирает ее, никому не показывая. Задача каждого найти свою семью. Главное условие общаться только на невербальном уровне, то есть, нельзя говорить и издавать характерные звуки животного. Использовать можно только жесты, взгляд, характерные позы, походку.

Психолог: После установления контакта с родителем начинается вербальное общение. Мы точно знаем, что не только от того что мы говорим, и но и от того как мы говорим, зависит успешность беседы.

Упражнение «Выбери фразу».

Психолог: Чтобы речь педагога положительно воздействовала на родителей,

нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Вашему вниманию представлены фразы. Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы красным цветом, а «нежелательные» в паре с

«желательными» – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

зачеркнуть «неудачные», оставить «удачные» и объяснить свой выбор.

1. Извините, если я помешала. ( Неудачные фразы: в ответ можно услышать «Помешали…»)

2. Я бы хотела. (8)

3. Вероятно, вы об этом еще не слышали. (17)

4. Вам будет интересно узнать.

5. Я бы хотела еще раз услышать. (Неудачные фразы)

6. Мне представляется интересным то, что(4)

7. Я пришла к такому выводу что. (9)

8. Вы хотите.

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что.

10. Давайте с вами быстро обсудим. ( Неудачные фразы: в ответ можно услышать быстро не получится мне некогда)

11. Как вы знаете.

12. Хотя вам это и известно. (16)

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать. ( Неудачные фразы: в ответ можно услышать «Нет времени…»)

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете. (11)

15. А у меня на этот счет другое мнение. ( Неудачные фразы: в ответ можно услышать «Оставьте его при себе»)

16. Конечно, вам уже известно.

17. Вы, наверное, об этом слышали…

Психолог: Психотехническое упражнение "Давление"

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с

партнером, установка на равноправное общение. Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Скажите, в какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не

испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда,

попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали ли вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (родитель, ребенок,

коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Психолог: Упражнение «Тренировка интонации»

Психолог раздает участникам по 2 карточки с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести. Участники по очереди выполняют упражнение в парах. А мы с коллегами попробуем догадаться, с какой интонацией вы произнесли фразу.

(Карточки с различными интонациями в приложении №2)

Обсуждение:

- какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?

-какие варианты фраз дались легче, какие вызвали затруднение.

Психолог: Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Психолог начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это психолог должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Глориоза Провна». Затем «Глориоза Провна» обращается к следующему соседу: «Меня зовут Глориоза Провна», Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот называет свое имя. Глориоза Провна делает ему комплимент. И т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника (т. е. каждый участник должен сам представится – прочитать свое имя и повторить имя собеседника).(Образцы карточек с именами даны в приложении №1)

Обсуждение: -Легко ли далось им это упражнение?

Психолог- Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это поможет вам достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельностиВзаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности Опыт работы. Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого»Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого» Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия в системе ребёнок – родитель, используя технологию Поповой МН «Навстречу друг другу».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями»
Опубликовано: 24 мая 2022 в 11:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Саржан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД