Ника
Тренинг для воспитателей «Трудности режимных моментов»
Трудности режимных моментов
Здравствуйте, коллеги. Я рада видеть Вас на нашей встрече, которая начинается с «Приветствия»
Упражнение «Поздороваемся» (Всем участникам встречи необходимо поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.)
Публикация «Тренинг для воспитателей „Трудности режимных моментов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодняшняя наша встреча посвящается трудностям режимных моментов.
Эта тема является актуальной для наших детских садов, потому что все еще прослеживается тенденция к жесткой регламентации поведения ребенка в такие режимные моменты, как кормление, переодевание, укладывание спать, туалет. Особенно это касается совсем маленьких детей, которые еще не владеют навыками самообслуживания. Необходимость соблюдения режима часто побуждает педагогов к авторитарному стилю взаимодействия с детьми, навязыванию своей воли.
Как помочь педагогу ДОУ организовать личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком во время проведения различных режимных моментов? Этой проблеме посвящен наш тренинг.
Ход проведения тренинга для воспитателей детского сада
1-й этап. Выявление трудностей в режимных моментах и их причины
Коллеги определите проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь при проведении режимных процедур с детьми. Все высказывания записываются на доске или на бумаге, группируя их по видам режимных моментов. Это могут быть:
- в ситуации кормления: ребенок отказывается от приема пищи или какого-либо ее вида; ребенок не хочет пользоваться прибором; ребенок играется во время еды и тому подобное;
- в ситуации переодевания: ребенок не любит переодеваться, плачет; ребенок сопротивляется, снимает шапку, отталкивает взрослого; ребенок капризничает, требует другую одежду и прочее;
- в ситуации укладывания спать: ребенок отказывается ложиться в кровать, капризничает; ребенок долго не засыпает, зовет маму, требует играть, читать; ребенок тяжело засыпает и тяжело просыпается; ребенок рано просыпается и мешает другим детям и тому подобное;
- при осуществлении туалета: ребенок отказывается садиться на горшок; ребенок не просится на горшок; ребенок не любит умываться, причесываться, чистить зубы и тому подобное.
Если педагогам сложно выявлять и формулировать проблемные ситуации, психолог дополняет перечень выделенных трудностей так, чтобы были охвачены все режимные моменты.
Затем выбираются несколько типичных проблемных ситуаций от каждого режимного момента (кормления, переодевания и тому подобное) и обсуждаются причины, по которым они могут возникнуть. Как пример рассмотрим ситуацию «ребенок не любит умываться». Психолог делит доску (или лист бумаги) на две части и слева выписывает интерпретацию причины трудностей, которые возникли.
В левой колонке могут оказаться такие высказывания, как:
- ребенок избалованный в семье, его не приучили к дисциплине;
- у ребенка непокорный характер;
- ребенок «капризничает»;
- ребенок боится воды;
- никто из детей не любит умываться, их нужно к этому приучать;
- ребенок капризничает и сопротивляется, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого и тому подобное.
Сейчас опишите чувства и переживания ребенка во время проведения данного режимного момента и психолог записывает высказывания в правой колонке.
Заполнение правой колонки может вызвать затруднения у участников тренинга. Задача – помочь участникам группы встать в позицию ребенка и увидеть психологический смысл возникшей проблемы.
В результате в правой колонке могут оказаться следующие высказывания:
- ребенку неприятно ощущение холодной воды, попадание воды за шиворот;
- ребенку больно от попадания мыла в глаза или в нос;
- ребенку трудно дышать в процессе умывания;
- ребенка раздражает неделикатные прикосновения к лицу, резкие движения руки взрослого.
Ведущий подводит участников группы к пониманию того, что нежелание ребенка умываться мотивировано его негативными переживаниями, с которыми ему трудно справиться и которые он не может выразить словами. Эти естественные переживания не являются следствием «распущенности», «вредности», недисциплинированности ребенка, а служат сигналами взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое ребенок чувствует. Аналогичным образом анализируются проблемные ситуации, возникающие при проведении других режимных процедур.
Стоит иметь в виду, что отказ ребенка от выполнения любых режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, необычно твердая пища, неудобная одежда и т. п) и переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, и тому подобное).
2-й этап. Анализ способов решения проблем, которые возникли
Участники тренинга перечислите возможные способы решения сложных ситуаций и при осуществлении режимных моментов, привлекая не только собственный опыт, но и опыт своих родственников, знакомых, примеры из литературы по воспитанию детей, психолог записывает высказывания на доске.
Оцените эффективность каждого из предложенных способов с точки зрения удобства взрослого и с точки зрения переживаний ребенка.
Среди способов, которые не приводились, могут оказаться как авторитарные, так и личностно-ориентировочные. Если группе сложно выделить личностно-ориентированные способы решения проблем, связанных с режимными моментами, ведущий дополняет перечень так, чтобы в него были включены такие способы, как:
- включение режимной процедуры в игру;
- переключение внимания ребенка;
- предоставление права выбора (еды, одежды и тому подобное);
- поощрение самостоятельности ребенка;
- слежение за темпом его действий;
- ласковые уговоры и тому подобное.
Подведение участников группы к пониманию того, что такие способы, как принуждение, угроза, запрет, наказание, могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка, все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие взрослому.
Такие способы, как включение режимной процедуры в игру, переключение внимания ребенка, предоставление ему права выбора (еды, одежды и т. п, поощрение самостоятельности ребенка, слежение за темпом его действий, ласковые уговоры и тому подобное требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода.
Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия взрослому, способствуют развитию самостоятельности.
Коллеги, как организовать проведение режимной процедуры, учитывая переживания ребенка, не вызывая его сопротивления и не нанося ему эмоционального ущерба?
3-й этап. Обучение приемов личностно-ориентированного взаимодействия
Выбор методов, форм работы с детьми зависит от каждого из вас. Главное, чтобы они способствовали развитию ребенка. Но вот правила взаимодействия с детьми остаются с неизменной гуманистической направленностью. Прежде чем начинать ребенка воспитывать, нужно его полюбить. Это обязательное правило. А все остальное - это общие рекомендации. В каждом случае нужно подходить индивидуально.
А теперь давайте практически рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия с дошкольниками.
Какие воспитанники в вашей группе?
Упражнение с мячом «Дети моей группы…» ( охарактеризовать одним словом: непосредственные, шумные, нестандартно мыслящие, любимые, веселые, активные, жизнерадостные, и т. д.)
Мы убедились, что все наши воспитанники очень разные. Какую же тактику для общения мы должны выбрать?
Упражнение "Давление"
Цель: осознание разных способов в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнёр давил на ваши ладони? Возможно вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли вы на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
А сейчас поговорим о выборе позиции при общении.
Упражнение «Позиция» («над», «под», «рядом»). Проводится в парах.
Собеседники завязывают разговор на любую тему. Через каждые две минуты по сигналу (хлопок, звон колокольчика и т. д.) в паре меняются позиции: 1- один стоит, другой сидит; 2- сидящий встает, стоящий садится; 3- садятся рядом. Общение не прерывается со сменой позиций.
Обсуждение: Какие чувства в какой позиции испытывали? Какая позиция была комфортнее?
А теперь подумаем над таким вопросом: бывает ли наоборот – воспитатель занимает позицию «снизу», а ребенок – «сверху»? Да, бывает. Тогда воспитатель «идет на поводу» у детей, исполняет их прихоти и капризы, старается угодить им. Но, это, может быть, еще и не так страшно. Плохо, если дети пользуются подобным положением и все дальше и больше, что называется, «садятся на голову» воспитателя.
Иногда необходимо применять позицию «сверху». Например: не будете же вы что-то долго и подробно выяснять с ребенком «на равных» в тот момент, когда что-либо угрожает его здоровью или даже жизни. Конечно, нет! Все выяснения вы отложите на более благоприятное время, а в этот момент, заняв позицию «сверху», просто скажете ему, как поступить, чтобы избежать опасности.
Но обратите внимание на то, какая позиция преобладает в вашем общении с детьми: «на равных» или «сверху» (позиция «снизу», как правило, нехарактерна для общения воспитателя с воспитанниками).
Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно-ориентированной модели.
Существующие в группе правила должны исходить из необходимости соблюдения личной безопасности (границы, они направлены на обеспечение прав всех детей группы и каждого в отдельности. Правила фактически и есть перечень детских обязанностей по отношению друг к другу, чтобы не нарушались права личности каждого, в том числе и воспитателя.
Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Упражнение «Инструкция по применению».
Ведущий зачитывает педагогическую ситуацию. Участники дают свой вариант личностно-развивающего взаимодействия с ребенком, оперируя усвоенными представлениями о его основах.
1. Ребенок не хочет идти на прогулку и просит остаться в группе. Ваши действия.
Нужно не злиться, а сказать: «Если бы я могла тебя оставить и остаться с тобой, я бы осталась. Но я должна идти на прогулку с другими детьми. Поэтому я предлагаю взять меня за руку и пойти вместе с нами.» (техника ограничения)
2. Ребенок рвет цветы на клумбе, чтобы сделать себе красивые ногти. Ваши действия.
Запретить и сказать: «Я понимаю, что ты хочешь сорвать цветок и сделать ногти. Но цветы не для этого. Они для радости. (техника эмоционального присоединения). Давай найдем другое решение». (техника выбора).
3. Ребенок не хочет уходить домой из детского сада. Мама поддерживает желание ребенка и покорно ждет его, усаживаясь на скамью. Ваши действия.
Сказать: «Я поддерживаю твою радость, вижу как ты счастлив, как тебе хорошо. Но пора идти домой. Завтра придешь и тебе будет также хорошо». Предложить детям проводить его и маму до калитки. Предложить маме поучаствовать в образовательном процессе.
4. Ребенок рисует мелом на стене. Ваши действия.
Запретить и сказать: «я вижу, что ты очень любишь рисовать. Но у нас не принято рисовать на стенах. Давай придумаем другой способ. Ты хочешь, чтобы рисунок сохранился на долго, тогда давай нарисуем его в альбоме.»
Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.
И в завершении нашего тренинга проведем упражнение «Рефлексия»
Рефлексия
Цель личностно-ориентированного взаимодействия: содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи : обеспечить чувство психологической защищенности, формировать начала личности, развивать индивидуальность ребенка.
Педагог при взаимодействии с детьми придерживается положения: «не рядом и не над», а «вместе».
Способы взаимодействия: понимание, признание и приятие личности ребенка.
Тактика взаимодействия – сотрудничество.
Позиция педагога – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Соблюдение личностной безопасности (границы, которая направлена на обеспечение прав всех детей в группе и каждого в отдельности.
А сейчас я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки и пожелать друг другу успешного дня, удачи и т. д.