Светлана Кечайкина
Тренинг для воспитателей для снятия психоэмоционального напряжения «Откровенно говоря»
Тренинг на снятие эмоционального напряжения
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологиче-ского здоровья педагога.
- Здравствуйте, я рада видеть сегодня вас на моем тренинге. И поговорим на нем мы вот о чем. В современном мире профессия педагога становится все напряжённое, современные образовательные стандарты требуют полной от-дачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Осо-бенно в связи с коронавирусной инфекцией нам приходится становиться мо-бильнее. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. А еще большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на себя совсем не хватает времени. Вот я решила сделать это за вас и сегодня мы на тренинге немного расслабимся и познакомимся ближе.
Публикация «Тренинг для воспитателей для снятия психоэмоционального напряжения „Откровенно говоря“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Ну что? Начнем наш тренинг. И для начала мы поздороваемся друг с другом!
Упражнение 1. «Меня зовут… Я делаю так…»
Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показы-вает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Упражнение 2. «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Психолог : «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы ва-шей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы». Участни-ки пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и мину-сами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем прово-дится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидае-мый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 3. «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Психолог : «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Рефлексия.
• Трудно ли вам было отвечать?
• Было ли для вас что-то новое?
• Считаете ли вы полезным упражнение?
• Открыли ли вы что-то новое для себя?
• Как вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у вас сейчас ощущения?
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педаго-га, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение 4. "Мусорная корзина"
Цель: избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставит-ся мусорная корзина. Психолог обращается к участникам с просьбой напи-сать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасы-ваются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участ-никам содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Упражнение 5. «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Педагоги становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Су-шилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «су-шилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение 6. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Психолог : «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической де-ятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 7. «Дружественная ладошка».
Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.
Участникам раздаются листки бумаги. Психолог : «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личност-ную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».
Упражнение 8. «Ромашка пожеланий»
Цель: поднятие настроения.
Педагогам предлагается оторвать по одному лепестку от ромашкикото-рая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забы-вать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления. Ваше мнение очень важно.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующей…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педаго-ги или методисты…
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___
___
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___
___
Ваши пожелания
___
___
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___
___
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___
___
Ваши пожелания
___
___
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
___
___
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
___
___
Ваши пожелания
___
___