Барият Казиева
Тренинг для учителей-логопедов «Гармония с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Гармонии собой»
Цель:
создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
• знакомство участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
• научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания»;
• создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой;
• развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
• формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
• развитие групповой сплоченности коллектива учителей-логопедов;
Педагог-психолог: здравствуйте, уважаемы коллеги! Очень рады видит вас у нас в детском саду. Давайте познакомимся. Меня зовут Барият. Я работаю в этом детском саду педагогом-психологом. У нас сегодня с вами необычная встреча. Сегодня у нас тренинг по профилактики эмоционального выгорания вести наш тренинг мы будем с Ольгой Андреевной нашим учителем -логопедом.
Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тренинг – подразумевает активное обучение и активное участие всех участников также имеет свои правила. Позвольте озвучит вам их :
Правила
1. Забудьте о своей работе и домашних хлопотах.
2. Отключите мобильный телефон.
3. Позвольте себе быть свободным
4. Доброжелательные во всем и ко всем.
5. Все внимание на говорящего.
6. Не критиковать никого.
7. Да еще на время тренинга забудем отчество, обращаемся к друг другу только по имени.
8. Во всем ищите и находите позитив.
9. Получите удовольствие
Логопед :
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Предлагаем педагогам перечислить эти профессии.
Например, медицинские работники, руководители, продавцы, секретари, работники почты, полицейские, педагоги и т. д.
Педагог-психолог:
Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, хочу вам зачитать всем известную притчу.
Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу мы взяли не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие. Мы уже все успели написать свои имена, так как вы бы хотели, чтобы вас здесь называли тем самым помогли друг другу. Просим вас к центру нашего уютного зала.
«Жарь птица настроения»
Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на позитивное сотрудничество.
Педагог-психолог:. Уважаемые коллеги! Перед вами нарисованная Жарь птица, выберите каждый перышко, которое сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию, приклейте его к голубю. Каждый участник выполняет упражнение.
Вывод: посмотрите, какой интересный получился «жар птица настроения». Желтый цвет – означает ощущение комфорта, а голубой, синий цвет – означает нечто среднее между комфортом и дискомфортом.
Всех благодарим и просим встать в круг. Мы конечно с вами здоровались, но все таки предлагаем еще раз вам поздороваться друг с другом необычно, слушаем музыку, здороваться в соответствии мелодии той страны что звучит, если что поможем. Веселый хоровод (здороваемся)
Педагог-психолог: Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: «Хорошее настроение!». Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Предлагаю, вам разделиться парами для упражнения «Энергичная парочка»
одной из вас нужно будет двигаться медленно, а другая выполняет движения под музыку, по команде меняемся.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Обсуждение: В двух словах хотелось услышать, как ваше впечатление и ощущение кому из вас было сложнее выполнять задание? Как себя чувствовал Педагог-психолог:
Коллеги продолжаем в таком же духе, танцуем под музыку и слушаем мой голос, на слово лед мы замираем,на слово огонь продолжаем танцевать.
Упражнение «огонь и лед» новогодняя музыка
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Все молодцы хочу, вам предложит еще один метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.
Логопед:Вы немного устали, порошу всех сесть предложу поиграть в
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Какие у Вас ощущение?
Педагог-психолог: Упражнение «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Психолог «У меня мешочек с необычными предметами - а не обычными предметами сегодня у нас будут Грецкие орехи. Сейчас я прошу каждого взять себе один. Некоторое время вы внимательно рассматриваете свой орешек, изучая его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга задача каждого из вас найти свой орех».
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда
Интересно узнать, кто как свой орех запомнил? Какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти? На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но присмотреться, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать «свой» орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать и понять
Мы — композиторы мелодии своей души, которая отражает настроение и рисует неповторимую ауру вокруг нашей индивидуальности. © Ангелина Фениксовна 63
Логопед: : Предлагаем вам
Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Особенностью методики является дыхание: вдох через нос — пауза, активный выдох через рот — пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.
Рекомендации. 1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Выводы:
• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Логопед:Тест «Часы» мелодия
Обратите внимание на ту деталь, с которой вы начали свой рисунок. Если в первую очередь вы нарисовали СТРЕЛКИ ЧАСОВ, то это означает, что вопрос об энергии для вас сейчас чрезвычайно важен. Если первым делом вы проставили ЦИФРЫ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это значит, что вы в настоящее время ведете суматошную жизнь и вам хочется покоя, упорядоченности и размеренности, вам остро не хватает этого. Если в первую очередь вы ОБВЕЛИ ЧАСЫ или ПОДСТАВКУ, то это говорит о вашем желании сменить обстановку, что-то изменить в своей жизни. Интересно, что в англо-говорящих странах - часы мистическим образом одушевляются, элементы часов сходны с человеческим телом, так, например, циферблат - это лицо (The face of the clock, стрелки - руки (The hands of the clock).
Остановимся подробнее на СТРЕЛКАХ БУДИЛЬНИКА.
Не важно, сколько времени на ваших часах, важно, куда смотрят стрелки, вверх или вниз. Если СТРЕЛКИ ЧАСОВ НАПРАВЛЕНЫ ВВЕРХ, то это значит, что с вашей жизненной энергией все в порядке, вы полны сил и бодры. Если же СТРЕЛКИ СМОТРЯТ ВНИЗ, то это говорит о том, что ваши жизненные силы на исходе. Хуже всего, когда на часах ПОЛОВИНА ШЕСТОГО ИЛИ СЕДЬМОГО, это говорит о крайне мупадкесил.
Чем ЯРЧЕ ВЫДЕЛЯЕТЕ СТРЕЛКИ, тем больше энергии вам требуется для нормального существования. Для того чтобы понять, каким образом вы можете «подзарядиться», обратите внимание на остальные детали вашего рисунка.
Если вы ЧЕТКО ОБОЗНАЧИЛИ ЦИФРЫ, ЯРКО ВЫДЕЛИВ ИХ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это говорит о том, что для «подзарядки» вам просто нужно как следует отдохнуть, куда-нибудь съездить, переменить обстановку, получить новые впечатления.
Если вы ЯРКО ОБОЗНАЧИЛИ КНОПКУ ЗВОНКА НА БУДИЛЬНИКЕ, то это значит, что вы нуждаетесь в смене деятельности, вам просто неинтересно заниматься тем делом, которым вы занимаетесь в настоящее время. Для «подзарядки» вам достаточно найти работу по душе. Если вы РЕЗКО ВЫДЕЛИЛИ КОРПУС БУДИЛЬНИКА, то это говорит о том, что вы обычно «подзаряжаетесь» в обществе, во время общения с другими людьми. Если при этом вы тщательно вырисовали ФОН, то можно предположить, что вы энергетический вампир.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать
Педагог-психолог: «Воробьи и вороны»
Перед началом игры все ее участники делятся на две команды. Одна команда – это команда «воробьев», а другая – «ворон». После этого ведущий говорит: «Вороны». По этому сигналу «вороны» должны убегать, а «воробьи» их ловить. Если ведущий скажет: «Воробьи», – то, наоборот, «воробьи» убегают, а «вороны» их ловят.
Педагог-психолог: Музыкальная релаксация
Цель: снятие мышечных зажимов.
Психолог: «Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.
Педагог-психолог: Упражнение №12. «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего тренинга.
Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия просим вас написать пожелание, отзывы и приклеит на наше дерево.
Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание! После тренинга мы хотели бы вас угостить вкусными яблоками и сказать, что Яблоки, которые изменили мир
Яблоко Адама и Евы
Яблоко Ньютона
Яблоко Apple
Возможно, четвёртое яблоко, которое изменит мир – это яблоко
в твоих руках….
Угощайтесь!