МААМ-картинки

«Психологическая готовность ребенка к школе». Тренинг для родителей будущих первоклассников

Миляуша Хисамова
«Психологическая готовность ребенка к школе». Тренинг для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологической готовности вас и ваших детей к обучению в школе. Но перед обсуждением такой серьезной темы, давайте познакомимся и настроимся на дружескую беседу.

Упражнение называется «Знакомство»

Цель: познакомиться, запомнить имена друг друга, создать комфортную обстановку.

Добрый вечер! Я бы хотела начать с небольшой игры, чтобы познакомиться с Вами немного ближе. Игра «Знакомство». Я начну с себя. Меня зовут Миляуша Ильгамовна, я являюсь воспитателем, а также педагогом-психологом. На данный момент также являюсь студентом магистратуры, а также прохожу курсы переподготовки на педагога-дефектолога. Всегда буду рада помочь Вам.

Выступление родителей.

Наше с вами следующее упражнение называется «Мой малыш». Через это упражнение мы дадим вам возможность похвалить своих детей, тем самым создадим с вами дружескую атмосферу и положительный настрой на совместную работу.

Упражнение «Мой малыш»

Цель: дать возможность родителям похвалить своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.

Оборудование: карандаши и бумага на каждого из родителей.

Напишите имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту вашего ребенка, начинающуюся с этой буквы. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на магнитной доске под названием «Будущие школьники».

А - активный, артистический.

Р - умный, подвижный.

Т - творческий.

Е - эмоциональный, энергичный.

М - милый, малыш.

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе?

Это комплекс знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые позволяют ребенку преуспевать во всех аспектах школьной жизни.

Иногда родители думают, что школьная готовность означает только умение читать, писать и считать, но это не так! В это комплексное понятие входит:

- Социальный навык – умение ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, владеть нормами поведения в обществе, умение организовывать как самостоятельную, так и групповую, деятельность.

-Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями, концентрироваться на поставленных задачах, следовать указаниям и инструкциями учителя, справляться со стрессовыми ситуациями, понимать правила поведения.

- Коммуникативный навык – умение слушать и слышать окружающих, правильно формулировать и доносить свои мысли и потребности.

- Когнитивная зрелость – гармоничное развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

- Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков, мелкой моторики (например, умение держать карандаш и перелистывать страницы книги) и физической координации (например, умение бегать, прыгать, лазать и играть с мячом).

- Независимость – основные навыки управления своим потребностями без помощи взрослого, например, самостоятельный поход в туалет, умение одеваться, самостоятельный прием пищи, умение нести ответственность за свои вещи и так далее.

Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.

Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело.

Далее мы с вами коснемся еще одной важной темы, но сначала давайте проведем эксперимент.

Упражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние различных установок на человека.

Оборудование: два одинаковых портрета мужчины.

2-м родителям предлагаю выйти из кабинета. Даю фотографию человека, предварительно сообщив, что это - фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.

Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения, не называя, кто он. Описания будут противоположными.

О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка.

Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка — это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

Опросник для родителей по готовности ребенка к школе

Упражнение «Цветок»

Цель: наглядно показать родителям, что все дети разные. Завершение семинара.

Оборудование: шаблон цветков (одинаковых по размеру и форме, фломастеры.

Родителям предлагается взять шаблон цветка и раскрасить его на свой вкус. Затем обратить внимание, что все цветы были одинаковыми по форме, цвету и размеру, но после взаимодействия с каждым из родителей все цветы стали разными.

При одинаковых условиях все мы делаем все по-разному. Отсюда правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет кого-то лучше или хуже, есть другое, уникальное и непохожее ни на кого!

На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, чувствам и желаниям.

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

В завершении нашей сегодняшней встрече мне бы хотелось раздать вам «Памятки родителям будущего первоклассника» с некоторыми советами, которые могут вам пригодиться.

Спасибо всем за внимание!

Опросник для родителей по готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать, одним словом, "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Результаты

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Публикации по теме:

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Психологическая готовность ребенка к школе». Тренинг для родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 06:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Психологическая готовность ребенка к школе». Тренинг для родителей будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Миляуша Хисамова (УИ 1188684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД