Глотова Светлана Васильевна
Тренинг для родителей «Родительские запреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг – беседа «Родительские запреты».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
-способствовать систематизации информации о запретах;
-подвести к осознанию связи между родительскими запретами и поведением ребёнка;
- формировать навыки эффективного взаимодействия.
Публикация «Тренинг для родителей „Родительские запреты“» размещена в разделах
Материал и оборудование: апельсин, жетоны зелёного и красного цвета, корзинка, ленточки, листы А4, ручки, листы бумаги трёх цветов (зелёного, жёлтого, красного) с описанием характеристики запретов, мультимедийное оборудование.
Организация пространства: до начала встречи необходимо расставить стулья таким образом, чтобы участники работали в трёх командах.
Ход тренинга. Организационный этап.
1. Упражнение-знакомство «Презентация ребенка».
Инструкция. Из бумаги сложить гармошку. Сколько граней получилось на гармошке столько рассказать положительных и отрицательных качеств своего ребенка.
Примечание. Обратить внимание на то, что некоторым родителям легче назвать отрицательные качества, чем положительные.
Основной этап.
2. Упражнение «Хорошо – плохо».
Психолог: У каждого из нас есть своё мнение о значимости родительских запретов. Выберите жетон того цвета, который соответствует вашему ответу на вопрос «С точки зрения ребёнка, запреты – это хорошо или плохо?», и положите его в корзинку. (Совместное родителями подсчитывается количество голосов и их процентное соотношение.)
Теперь каждый желающий может высказать свою точку зрения в отношении запретов : хорошо или плохо это для ребёнка.
Вывод. Несмотря на то что запреты часто воспринимаются детьми без энтузиазма, они очень важны и нужны им. Запреты позволяют ребёнку понять, что есть люди, которые о нём заботятся и вовремя напомнят, когда надо остановиться; люди, которые создают внутреннее ощущение спокойствия. Если запретов нет, ребёнок начинает искать границы дозволенного, чтобы понять, что можно делать и чего нельзя.
4. Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут).
Психолог: Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто». (Автор видеоролика Алиса Пашкова.)
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
5. Упражнение «Ленточки».
Примечание. Участники работают в парах или по одной паре от каждой группы.
Инструкция. Представьте, что один из вас – ребёнок, которому уже больше года, любопытный и активный (обращаясь к одному из родителей, а другой (обращаясь к другому родителю) – его мама или папа, которые, естественно, любят своего ребёнка и стараются сделать для его блага всё возможное. Однако мама боится за малыша. Он уже начал ходить. Вот вышли гулять на улицу, мама стала переживать: вдруг малыш убежит, что она будет делать? И из любви к своему ребёнку мама завязывает ему ножки ленточкой, чтобы он не убежал далеко (родителю, выполняющему роль мамы или папы ребёнка, предлагается завязать ему ножки ленточкой, чтобы он не убежал далеко (родителю, выполняющему роль мамы или папы ребёнка, предлагается завязать ленточку на щиколотках «ребёнка»). И всё это делается исключительно из любви к нему!
Далее, поскольку ребёнок подрастает и начинает все хватать, мама, опять же из любви к нему и во благо, завязывает ему ленточки на руках (произносится примерно такой же текст, как и в первом случае: «Вдруг малыш…», потом глаза – чтобы не увидел ничего лишнего на шею, с тем чтобы отдать свободный конец другим взрослым, которых он должен будет слушаться. Ещё ребёнку завязывают уши, чтоб он, не дай бог, не услышал ничего лишнего; когда он подрастёт и начинает выражать эмоцию чувств, ему завязывают грудь. Чтобы всё держать под контролем, мама привязывает свою руку к руке ребёнка.
Вопросы «ребёнку» :
-Что чувствует ребёнок, находясь в таком положении?
-Какая ленточка вам больше всего мешает?
-Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему? (Таким образом снимаются по очереди все ленточки).
6. Упражнение «Моё наследство».
Инструкция. Надо проанализировать «наследство», которое вам, уже взрослым людям, досталось от ваших родителей. Напишите родительские запреты, которые вы получали или получаете до сих пор. Запишите только те из них, которые ограничивали ваши действия, мысли, чувства, тяготили вас в жизни (даётся несколько минут для записи). А теперь можете их разорвать, они вам больше не нужны! Вы сами отвечаете за свою жизнь, а родители всегда вам помогут, поддержат, придадут сил и энергии. Так и вы должны помогать своим детям и поддерживать их.
7. Беседа.
Давно установлено, что прежде чем осуществить какое – либо действие, человек обязательно сначала мысленно «проигрывает» его, иногда даже сам не замечая этого. Получая какой- либо запрет, мы всё равно мысленно «прокручиваем» запретное действие, чтобы понять, что этого делать нельзя. Что будет, если я вам сейчас скажу: «Смотрите, пожалуйста, только на меня. На фортепиано, на котором лежат книги, смотреть нельзя». Вы, сами того не осознавая, будете постоянно поглядывать в запретном направлении. При этом мы, взрослые, если хотим, то можем противостоять этому искушению, а вот дети не могут. Если велеть ребёнку трёх - четырёх лет не бросать мячик, а он его тут же бросит. Мысленно малыш представляет себе это действие, а поскольку мысленный и действительный планы для детей ещё слишком слиты, то он сразу начнёт действовать. Чтобы освоить запрет, ребёнку нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных проб он сможет представить себе это действие в уме и больше не совершать его.
Для многих запрет – прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод сладок. Для того чтобы ребёнок чего – то не делал, родители должны сразу предложить ему какое- либо другое действие, альтернативное запретному, и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо того чтобы говорить «Не дёргай кошку за хвост!», лучше сформулировать свой запрет следующим образом : «Кошка – такое же живое существо, как и ты, её надо любить! ты можешь её погладить, если хочешь».
Также есть смысл сначала дать ребёнку возможность освоить какое – либо действие в игре, в искусственно созданной ситуации (что-то бросить, разбить, сломать, а потом уже запрещать.
8. Упражнение «Формулировка запрета».
Примечание. Данное упражнение способствует развитию умения формулировать запреты, предлагая альтернативное действие.
Психолог: Предлагаю представить следующую ситуацию. Мама с ребёнком выходит из детского сада, на пути у них лужа. Малышу хочется пройти по ней. Представьте и опишите все возможные (реальные и идеальные) действия и слова мамы в данной ситуации.
Вывод: Очень часто мы выносим запреты автоматически, не задумываясь о ситуации и чувствах ребёнка. С точки зрения психологов, запреты можно разделить на две категории: осознанные и неосознанные.
( На листе А3 расчерчиваются две колонки: «Осознанные запреты», «Неосознанные запреты».)
Какие запреты, по вашему мнению, можно отнести к осознанным и неосознанным? (Предложенные родителями варианты записываются в колонки, проходит обсуждение.)
9. Творческое задание «Родительские запреты».
Психолог: Психологи уверены, что при запрете важны формулировка и тон, которым он произносится. Давайте разделим все запреты на зоны : зелёную, жёлтую и красную.
В зелёную зону входит всё то, что ребёнок может делать по собственному усмотрению или желанию, т. е. то, в отношении чего ребёнок имеет полную свободу выбора (куда пойти, чем заняться, когда сесть делать уроки, с кем дружить и т. д.). (Зона «Полная свобода»).
Действия ребёнка, относительно которых ему предоставляется ограниченная свобода, входят в жёлтую зону. Ребёнку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ. (Зона «Относительная свобода»).
В красную зону входят действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это родительское категорическое «нельзя», из которого нет исключений. (Зона «Запрещено».)
Примечание. Каждая команда по своему усмотрению записывает запреты, характерные для каждой из зон.
Вывод: Все зоны, вместе взятые, свидетельствуют о том, что правило правилу рознь и что в процессе воспитания вполне можно найти золотую середину между пониманием и проявлением твёрдости, между гибкостью и непреклонностью.
Ошибка родителей заключается в том, что запрещая что – либо, они часто неосознанно произносят это осуждающим тоном. То есть запрет – это просто «Стоп!» По возможности, запреты и обозначение границ не должны звучать осуждающе, а тем более – пристыживающе. Чем лучше это удастся – тем легче будет ребёнку воспринять родительский запрет. На самом деле дети противятся не самим правилам, а способам их внедрения.
10. Упражнение «Погружение в детство».
Примечание. Звучит тихая, легкая музыка.
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия:
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать?
11. Притча о медведе в тесной клетке.
В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый…а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя эти прутья оказались крепче настоящих. Так он и ходит в огромном вольере; четыре шага туда и четыре обратно.
Вопросы:
-Что бы вы почувствовали, если бы я вас попросила превратиться в этого медведя?
-Что мог бы этот медведь сказать окружающим его людям?
-Что вы как человек чувствуете, глядя на такого медведя?
-Имеет ли эта история какое – либо отношение к реальной жизни?
3. Рефлексия.
12. Все участники тренинга передают друг другу и говорят о том, каким они представляют себе счастливого ребенка.