Светлана Рябишева
Тренинг для родителей «Дети и жестокость»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети и жестокость»
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.
Публикация «Тренинг для родителей „Дети и жестокость“» размещена в разделах
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.
Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут., о жестоком обращении с детьми я впервые услышала., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».
2. Упражнение «Мозговой штурм»
Цель: выяснить уровень осведомленности.
Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.
Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня - это.»
- Почему сегодня мы поднимаем эту тему?
- Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?
- Кто провоцирует насилие?
- Чем подкрепляется насилие?
Итак, насилие – это любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.
3. Для родителей: дети и жестокость. Вопросы и ответы.
1. Есть ли что-нибудь, что я могу сделать, если увидел жестокое обращении с животными по телевизору и в фильмах?
ОТВЕТ: Мы разделяем и поддерживаем разделяет Ваше беспокойство об описании в СМИ насилия и жестокости к животным в целях развлечения или так называемых «жареных новостях». Пожалуйста, знайте, что Ваша ответственность и право заключается в том, чтобы иметь возможность и быть способным выразить свой протест, позвонив на соответствующий канал и сказав об этом. И чем большее количество людей сделает это, тем вероятнее, что подобные вщи прекратятся на данном телеканале.
2. Если я увидел пропаганду и призыв к жестокости по отношению к животным (фильмы и передачи, призывающие убивать и травить собак и кошек).
ОТВЕТ: Это серьезная проблема в нашем обществе в последнее время. Увеличение жестокости и нетерпимости по отношению к животным, ближайшим домашним животным-компаньонам собакам и кошкам, особенно собакам. Собака – это друг человека, а не четвероногий монстр, как нас пытаются убедить СМИ в последнее время. Почему и с какой целью ведется пропаганда жестокости к животным – мы не знаем, но убеждены в том, что жестокость и убийство – не способна решить проблемы с брошенными и бездомными животными, а лишь усугубит ситуацию и противостояние между теми, кто любит животных. А их несомненное большинство в нашем обществе и теми, кто считает, что убийство – может решить проблему. Убийство – не может являться способом решения ни одной проблемы в сколько – нибудь цивилизованном обществе и как показывает многолетняя практика отлова и не решало ее ранее. Бездомные животные – это следствие безответственности людей и только через формирование ответственности, через пропаганду стерилизации владельческих питомцев, через популяризацию брать животных из приютов, спасая жизни – можно уменьшить количество бездомных животных.
3. Как я могу помочь препятствовать тому, чтобы дети были жестоки животным?
ОТВЕТ: Один из самых мощных инструментов для предотвращения жестокости по отношению к животным у детей является образование и воспитание доброты и сострадания, начиная с самого раннего возраста. Доброе отношение к животным должно преподаваться детям в начальной школе, не только и не столько на уровне предметов (биоэтика в начальной школе, но также на уровне отношения учителя к окружающему миру.
Вы — родитель, учите Вашего ребенка, тому, что он или она может сделать, чтобы помочь животным и убедить Ваши местные школы вводить гуманное образование в свои учебные планы.
Самое страшное, что может случиться с формирующейся психикой ребенка – это то, что он мучает животное и ему это сходит с рук. Из таких детей вырастают в 85 % особо тяжкие преступники, совершившие тяжкие преступления против личности (по статистике Института психиатрии им. Сербского 1999 г.)
4. Я увидел ребенка, который проявляет жестокость, что я должен сделать?
ОТВЕТ: Жестокость не должна оставаться без внимания и пресечения, особенно детская жестокость.
В первую очередь, сказать ребенку, что так с животным обращаться нельзя и по-возможности прекратить жестокость прямо в тот момент, когда это было замечено. Чрезвычайно важно делать это максимально тактично, не резко, без проявления агрессии, злобы и раздражения со стороны останавливающего жестокое проявление, иначе это может вызвать еще больший конфликт и ничему хорошему не научит ребенка. Обязательно обратить на это внимание сопровождающего ребенка взрослого, тем самым высказав и ему гражданскую позицию. Жестокость – это неправильно, это нужно остановить.
Нужно иметь в виду, что детское поведение – это часто копирование поведения взрослых или простое любопытство или дети проявляют насилие, потому что подвержены сами этому со стороны взрослых. Поведение детей довольно часто отражает то, что происходит у них дома.
4. Упражнение «Моя семья»
Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.
Родителям раздают по 10 кружочков.
Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.
Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.
Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.
Как бы вы хотели изменить свои отношения?
Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»
5. Ролевая игра «Обрати внимание»
Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.
Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.
Они получают задание проиграть ситуацию:
«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».
Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.
Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».
Своими впечатлениями делятся наблюдатели.
И напоследок нашей встречи, я раздам Вам памятки.
Как предотвратить детскую жестокость
1. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?
2. С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.
3. Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.
4. Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.
5. В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!
6. Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.
7. Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.
8. Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.
9. Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.
10. Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.
11. Научите выражать собственное мнение и способность не агрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.
12. Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).
13. Любому ребенку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
Памятка для родителей
1. Дети - основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.
2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение - это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.
3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.
4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик - крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»
5. Ребенок - это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т. п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).
6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.
7. Не отдаляйте ребенка от себя - найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.
8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.
9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.
10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.
Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.
Забота о ребенке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались, раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок, общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей — научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.