Екатерина Жаркова
Тренинг для родителей «Капризы детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход проведения :
1) Вступление
2) Упражнение на знакомство «Назови ласково»
3) Упражнение «Что в имени моем»
4) Мини-лекция на тему «Детские капризы»
5) Упражнение на снятие напряжения «Мусорное ведро»
6) Мини-лекция на тему «»Я-высказывание» и «Ты-высказывание»»
7) Упражнение «Правильно строим предложение»
8) Упражнение «Ситуации»
9) Мини-лекция «Развитие положительных эмоций у детей»
10) Упражнение «Давление»
11) Упражнение «В моем ребенке.»
12) Упражнение «Счастливый ребенок»
13) Завершение мероприятия и рефлексия
Публикация «Тренинг для родителей „Капризы детей“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время, чтобы осудить такую важную тему, как "В царстве упрямства и капризов».
Для начала давайте с вами познакомимся и поприветствуем друг друга.
Упражнение: «Назови ласково» (1)
Цель: Улучшение эмоционального состояния родителей, снятие напряжения.
Участники поворачиваются к сидящему рядом человеку, называют свое имя, здороваются, улыбаются и произносят комплимент.
Мы с вами поприветствовали друг друга. Но, прежде чем обсуждать тему детских капризов, давайте разберемся, какие качества присущи родителю, а какие ребенку.
Упражнение: «Что в имени моем» (2)
Цель: определение особенностей детей раннего возраста; выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребенка раннего возраста.
Участникам предлагается лист бумаги (см. 1, на котором написаны слова-понятия «родитель», «ребенок», рядом с каждой буквой из этих слов необходимо, используя слова, начинающиеся на определенную букву написать качество, характеристику, особенность присущие им. Например: Р — решительный, О — ответственный и т. д.
Давайте обсудим ваши ответы.
Мы с вами определили качества, присущие родителю и ребенку, каждому из нас необходимо задуматься, чего из названных качеств не хватает вам и вашим детям, ведь всем нам есть к чему стремиться. Давайте перейдем к нашей теме и определим, что же такое «капризы».
Каприз - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети сами не могут понять, чего хотят.
Упражнение «Мусорное ведро» (3)
Родителям предлагается написать на листочках: «Что мешает жить и общаться». Затем предлагается смять, порвать и выбросить в мусорное ведро. Это упражнение как правило помогает преодолеть негатив.
Расскажите о своих впечатлениях от данного упражнения.
В общении с детьми, особенно с теми, у кого как раз начался кризисный период, необходимо правильно строить свое предложение в разговоре. Есть два вида высказываний: «Ты-высказывание» и «Я-высказывание».
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку ребенка, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест. Высказывания такого рода отрицательно влияют на ребенка и он начинает капризничать и отказываться что-либо делать.
«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с другим человеком позицию «на равных», вместо позиции сверху. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на ребенка. (Я недовольна тем, что ты этого не сделал. Я устала и хочу отдохнуть).
Давайте попробуем научиться выстраивать «Я-высказывания».
Упражнение «Правильно строим предложения» (4)
Давайте разделимся на две команды. Я предлагаю вам несколько проблем для обсуждения. Первая команда выстраивает предложения как «Ты-высказывание», вторая команда — как «Я-высказывание».
1 ситуация: Вы с ребенком в магазине, ему очень понравилась игрушка, но вы не можете ему ее купить, ребенок начинает капризничать.
2 ситуация: Вы собираете ребенка в садик или школу, но он упрямится и отказывается одеваться.
3 ситуация: Вы укладываете ребенка спать, но он отказывается прерывать просмотр интересного мультфильма.
4 ситуация: Ребенок пообещал убрать игрушки, но, когда вы зашли в комнату, все осталось также.
Итак, мы с вами научились правильно строить предложения для общения с ребенком. Давайте применим это знание на практике. Для этого я предлагаю вам следующее упражнение.
Упражнение «Ситуации» (5)
Родители делятся на группы. Каждой группе дается ситуация. Один из родителей выполняет роль взрослого, другой роль ребенка. Пытаются обыграть выбранную ими ситуацию.
1 ситуация: Ребенок не хочет кушать, а родитель его заставляет.
2 ситуация: У ребенка самый разгар игры, а ему нужно ложиться спать.
3 ситуация: Ребенок плохо вел себя в саду или школе, вам на это жалуется воспитатель либо учитель.
4 ситуация: Вы собираете ребенка в общественное место, но он отказывается обуваться в то, во что вы ему предлагаете.
5 ситуация: Ребенку нужно учить уроки, но вместо этого он увлечен мультфильмом по телевизору.
Упражнение «Давление» (6)
Цель: снятие эмоционального напряжения, ознакомление с материалом тренинга
Все слушатели делятся на пары, встают друг напротив друга, вытягивают руки на уровне груди и соприкасаются ладонями. Задача каждого — слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.
Вопросы к участникам:
1) Что вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?
2) Что вы чувствовали, когда побеждали?
3) В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно: когда Вы давили или когда на вас давил партнер?
Пояснение к упражнению: Когда мы заставляем ребенка делать то, что ему не нравится, мы давим на него, пытаясь доказать, что ваша позиция и ваши слова являются правильными в данной ситуации, поэтому детский каприз выступает тут в качестве защиты — обратного давления на родителя. Если обе стороны так и продолжают давить друг на друга, то появляется огромное недопонимание друг к другу со стороны ребенка и родителя, ребенок будет отказываться выполнять практически все просьбы родителя, что перерастет в истерики и всплески агрессии и неврозы у родителей.
Предлагаю вам лучше разобраться в своем отношении к ребенку. Для этого давайте выполним упражнение.
Упражнение «В моем ребенке.» (7)
На листах бумаги напечатана таблица. Родителям предлагается ее заполнить. Обсуждение ответов.
В завершении сегодняшней беседы, давайте с вами выполним заключительное упражнение.
Упражнение «Счастливый ребенок» (8)
На листе бумаги родители рисуют своего ребенка и рядом с рисунком вписывают все его положительные черты характера.