Урывкова Людмила
Консультация для родителей «Запреты — хорошо это или плохо для ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема запретов достаточно хорошо изучена, и я как воспитатель, который каждый день, общаясь и наблюдая детей, задумалась о значении ограничений в жизни детей.
На мой взгляд, запрет важен ребенку потому, что он обозначает границу.
Родители должны понимать, что если у ребенка нет запретов, то все свои потребности он начинает удовлетворять за чей-либо счет. Сначала это близкое окружение – мама, папа, бабушки, дедушки. По мере взросления, он задействует все больший круг людей для получения желаемого. В детском саду - это ребята из группы, друзья, воспитатели. У такого воспитанника отсутствовать восприятие личных границ других людей. Как результат - он всячески их нарушает, считает что главное – это только удовлетворение своих потребностей. В большинстве своем это избалованный эгоист, ребенок с неоправданно завышенной самооценкой.
Публикация «Консультация для родителей „Запреты — хорошо это или плохо для ребенка?“» размещена в разделах
Даже если не брать во внимание антипатию окружающих, от такого стиля поведения будет страдать он сам, не ведающий запретов. Таким детям трудно в группе, они требуют повышенного внимания воспитателя и всех окружающих. Думаю, и в школу их эгоизм будет вызывать негативную реакцию окружающих. Того внимания, которое он получает дома, в большом коллективе он будет лишен. Из-за постоянного манипулирования окружающими и раздутого самомнения, часто такие дети становятся одинокими и им сложно найти друзей. Если у ребенка нет элементарных стандартов поведения в обществе, то и проявлять себя он будет часто неподобающим образом.
Несмотря на то, что запреты часто воспринимаются детьми без энтузиазма, они очень важны и нужны им. Запреты позволяют ребёнку понять, что есть люди, которые о нём заботятся и вовремя напомнят, когда надо остановиться, люди, которые создают внутреннее ощущение спокойствия. Если запретов нет или они размыты, ребёнок сам начинает искать границы дозволенного, чтобы понять, что можно делать и чего нельзя.
Проверяя, насколько далеко он может зайти в своих «хочу» и «дай». Родители тоже довольно быстро начинают ощущать весь негатив отсутствия запретов. Во-первых, появляется стойкое ощущение, что они не принадлежат себе. Ведь им некогда заниматься собой – нужно угождать во всем любимому малышу, а это занимает массу времени.
Речь не идет о том, что должны быть сплошные запреты или к ребенку должны применяться жесткие формы воспитания. Во всем должна быть мера.
Я думаю, родительские запреты помогают в воспитании детей, но должны быть основаны на любви к малышу, сформулированы в дружеской форме, не противоречить потребностям малыша, что укрепит детско-родительские отношения. Помимо запретов в жизни ребенка должно быть много любви. Если есть любовь – любые границы и запреты воспринимаются легче.
Не нужно все запрещать – нужно учиться разговаривать с ребенком, объяснять ему, что у вас, у других людей есть свои интересы и желания. Нужно научить его искать компромисс между своими желаниями и желаниями других людей. Соблюдение этических норм – это помощники вашего ребенка в его взрослой жизни. А значит, он должен слышать «нет» на свои неподобающие действия с детства. Эгоцентризм – это не о сильной личности, это о личности, которая старается быть сильной за счет других.
И родителям и воспитателям нужно найти свою «золотую середину» в вопросах воспитания ребенка. Стараться привить ему уважение к желаниям других людей,
объяснять, что право иметь личное пространство и желания принадлежит не только ему.
Наша задача дать понять ребенку, что и в детстве и во взрослой жизни, ему придется, считаться с мнением и убеждениями других людей, эффективно взаимодействовать с социумом.
Поэтому, безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны!
Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения морали. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
То есть, запреты должны быть правильными!