Евгения Башкатова
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание. Учимся избавляться от тревоги»
▼ Скачать
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
3. Развитие эмоциональной устойчивости.
Публикация «Тренинг для педагогов „Эмоциональное выгорание, Учимся избавляться от тревоги“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
4. Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
Форма проведения: групповая
Структура занятия
Вводная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Поэтому сегодня вы все станете участниками тренинга по профилактики синдрома эмоционального выгорания.
1. Теоретическая часть
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания». Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Причины возникновения СЭВ у педагогов
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т. д.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
Тревога-эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Она способна отравить любое радостное событие. Человек с постоянным чувством тревоги практически не имеет шансов на счастье. Когда вы находитесь в тревоге, то похожи на машину, водитель которой одновременно давит на тормоз и на газ. В результате автомобиль может сломаться.
Любая мелочь вызывает у вас раздражение? Кто- то случайно задел вас на улице, а вы уже вне себя от ярости? Насколько остро вы реагируете по пустякам?
Экспресс-тест «Субъективная минута» поможет определить ваш уровень тревожности. Приступим!
Включите секундомер в вашем телефоне. В эту же секунду закройте глаза и мысленно подождите минуту – так, как вы ощущаете. Когда вам в этом состоянии, с закрытыми глазами, покажется, что прошла ровно минута, откройте глаза и нажмите на секундомере «стоп». Готово!
А теперь перейдем к результатам:
65-70 секунд
Вы адекватно и спокойно реагируете на любые ситуации. Так держать.
55-64 секунды
У вас есть легкое состояние тревоги в данный момент. Возможно, вас что-то беспокоит в конкретную минуту. Это уровень беспокойства, сомнений, недоверия. Выдохните, в целом все неплохо.
45-54 секунды
Умеренная тревожность. Вы долго находитесь в состоянии морального напряжения. Это уровень настороженности, собственной тревоги, замешательства. Попробуйте немного отдохнуть и выявить причину беспокойства.
Менее 45 секунд
Выраженный уровень тревожности. Скорее всего, вы сейчас находитесь в моменте или периоде экстремального стресса. Здесь речь идет не только о тревоге, но и о страхе.
Менее 35 секунд
Сильная тревожность. Попробуйте повторить тест еще три раза в течении дня. Если результат повторяется, то вам стоит немедленно разобраться с тревожащей ситуацией. Также это полноценный повод обратиться к психотерапевту за диагностикой того, что с вами происходит.
Упражнение «Отдай гнев бумаге»
Двумя руками рисуем одновременно, с силой и всем негативом нажимая на карандаши. Карандаши не отрываем от бумаги. Рисуем до тех пор, пока не почувствуем, что стало легче. Лист мнем, рвем, выбрасываем.
Упражнение раскрась мандалу
Мандала - самая распространённая техника в арт - терапии, которая имеет много разных направлений, в том числе и работа с тревогой. По сути, мандала - это любой рисунок, расположенный в круге. Итак, данная методика разделена на два этапа: выброс напряжения и наполнение ресурса.
Раздаем педагогам рисунки и предлагаем их раскрасить, сосредотачиваясь на мелких деталях.
Игра «Звери»
Все встают в круг.
Инструкция для участников: сейчас я каждому из вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например кошкой, зайчиком и т. д.). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково. Все участники стараются изо всех сил удержать названного «зверя».
Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
Рефлексия.