Ольга Исаченко
Тренинг для педагогов «Толерантность — это, или Как жить в мире с собой и другими»
▼ Скачать + Заказать документы
«Толерантность-это….» или «Как жить в мире с собой и другими»
Цели и задачи тренинга :
1. Знакомство участников тренинга с поняти-ем «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность»; кри-териями и социальными проявлениями толерантности и интолерантности, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а так же в различных жизненных сферах.
Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность — это, или Как жить в мире с собой и другими“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Научить участников тренинга конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
3. Развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию, доверию, достоинству и самопознанию как элементам толерантности в контексте от-ношений «Я» и «Другие».
Добрый день уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы с вами попытаемся стать на некоторое время более терпимыми, более толерантными к себе и окружающим. Перед тем, как перейти к занятию, давайте поприветствуем друг друга и настроимся на позитив.
1. Упражнение «Шушаника Минична
Цель: активизация памяти, гимнастика памяти.
Педагог-психолог : для эффективного общения педагога с коллегами, роди-телями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Ста-раться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).
Инструкция. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на карточке, например Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой фразой, обязательно по-вторить услышанное имя собеседника и при этом высказаться о теме сего-дняшней встречи, например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное красивое имя, Шушаника Ми-нична». После ответа Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дой-дет до первого участника.
2. Упражнение «Снежинка»
Нужно рассчитаться на 1-2. Первые номера остаются сидеть, как сидели. Вторые номера поворачивают стул и садятся спиной к центру. Участникам раздаются листы.
«Нужно будет действовать точно по инструкции, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие» :
• Сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол.
• Снова сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Опять сложите лист пополам и оторвите правый угол
• Оставшийся лист ещё раз сложите пополам и оторвите правый верхний угол
• Разверните лист и продемонстрируйте нам
- Можно ли сказать, что кто – то выполнил упражнение неправильно?
- Какой можно сделать вывод?
3. Упражнение – «Чем мы похожи?»
Все мы разные, но все-таки можно найти что-то, чем мы похожи.
Нужно пригласить кого-то из участников нашего занятия в круг на основе определённого реального сходства с собой. ( например: одинаковый цвет волос или мы оба воспитатели)
4. Упражнение в 2-х подгруппах «Дерево толерантности»
Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».
Перед вами «дерево толерантности», на нем отсутствуют листья. Ваша задача написать на листочке: «Что для Вас толерантность?».
Сравнить два варианта «деревьев». Общее обсуждение того, что получи-лось.
5. Мини – лекция «Что такое толерантность?»
Тема нашей встречи «Как жить в мире с собой и другими». Название го-ворит само за себя.
Что это значит? Вы сейчас изобразили в упражении «Дерево толерантности». Суть ваших высказываний сводится к тому, что каждый из нас должен обладать качествами толерантной личности.
Небольшая справка: Толерантность (от лат. – терпение) – т. е. терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости (интолерантности) – которая основывается на убеждении, что мои взгляды, мой образ жизни, моё мнение – стоят выше всех. Это не-принятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то, что он иначе существует. Нетерпимость - это и обычная невежественность, пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение других людей.
Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не при-суща человеку изначально (с рождения). Она должна быть специально сформирована и воспитана.
Дошкольный период – самый сенситивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребёнка. Поэтому работа по формирова-нию толерантной личности должна проходить именно в это время. Самое простое, что может усвоить дошкольник – это то, что нужно быть доб-рее друг к другу, уважительно относиться к окружающим, прислушиваться к мнению других, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, уметь со-чувствовать и сопереживать. Со временем эти качества ребёнка перерастут в черты стабильной толерантной личности.»
А сейчас я предлагаю поиграть и с помощью упражнений определить неко-торые аспекты толерантности.
6. Упражнение «Мои хорошие и плохие качества». В вашем окружении наверняка есть люди, которые вам не очень нравятся, может быть, которые вас чем-то раздражают, вызывают ваше недовольство своим поведением. Возьмите лист бумаги, разделите его на две равных части. В левой части напишите плохие качества этих людей, те, которые вы-зывают в вас негативные чувства. В правой части напишите качества этих же людей, которые вам нравятся, ведь, согласитесь, не бывает полностью плохих людей. Просто одни нам нравятся, а другие – нет. Педагоги выполняют задание. А теперь давайте обсудим напи-санное. Педагоги рассказывают о плохих и хороших каче-ствах. Спасибо, хочу раскрыть вам один маленький секрет. Сейчас вы поделились с нами своими собственными хорошими и плохими каче-ствами. Окружающих мы видим сквозь призму своей собственной ду-ши. И в них мы видим самих себя, свои качества. И те качества, которые нам особенно не нравятся в людях, мы отрицаем в себе. Поэто-му первое правило толерантности гласит (педагоги составляют из слов правило и озвучивают его) : «Если тебе что-то не нравится в другом человеке, ищи это в себе».
7. Упражнение «Почувствуй себя другим…»
Цель: формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Участники делятся на три подгруппы. Из каждой подгруппы выбирается один педагог, для того, чтобы изобразить ребенка с ОВЗ.
Например:
1. ребенок с ДЦП (детский церебральный паралич);
2. ребенок слабослышащий;
3. ребенок слабовидящий.
Педагогам, изображающим детей с ОВЗ, дополнительно добавить: сла-бослышащему - наушники, слабовидящему – повязку на глаза, с ДЦП - свя-зать руки и ноги.
Задание в каждой подгруппе: участникам нужно выбрать педагога, кото-рый объяснит и поможет выполнить задание:
1. сбить мячами кегли;
2. сделать поделку из пластилина и природного материа-ла «Ежик» (основа пластилиновая, иголки- семечки подсолнечника);
3. слепить из пластилина фигурку животного (зайца).
Примечание: обязательно дать возможность высказаться, в первую оче-редь, участникам, изображающим детей. Затем педагогам и наблюдателям-помощникам.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Сложно ли было участником, тому, кто был в роли детей с ОВЗ?
2. Какие ощущения испытали?
3. Какие трудности возникли?
Второе правило толерантности гласит (педагоги составляют из слов правило и озвучивают его) : «Относись к другому человеку с нежностью и уважением. Помни, что все наши мысли и поступки в этом мире возвращаются к нам самим».
8. Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную. Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посере-дине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека.
Третье правило толерантности гласит (педагоги составляют из слов правило и озвучивают его) : «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».
9. Упражнение «2 портрета»
Группа делится на 2 подгруппы. Одной группе сообщается, что данный че-ловек – преступник, а другой - известный учёный.
«Найдите черты, которые подтверждают сказанное». (высказывания ко-манд, показ портретов-они одинаковые)
- Повлияла ли моя установка на ваши рассуждения? Какой можно сделать вывод?
Четвертое правило толерантности (педагоги составляют из слов правило и озвучивают его) : «Не оценивай человека исходя из его внешности, профессии, места жительства, особенностей речи и привычек. Помни о том, что внешность бывает обманчива».
10. Упражнение "Угадай, о ком идет речь"
А сейчас мы попробуем разобраться, как хорошо мы знаем своих коллег и самих себя.
Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Материалы: бумага и карандаши. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: "Елена – нервная, сейчас в хорошем настроении, преисполнена сознания собственного достоинства. " Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан. Что вы нового открыли для себя? Так ли мы воспринимаем себя, как нас воспринимают другие?
11. Упражнение «Сарафанное радио»
Трем участникам по – желанию предлагается покинуть зал (выйти ненадолго за дверь. Приглашается первый участник, которому зачитывается отрывок (притча). После чего, в круг приглашается второй участник, которому первый приглашенный рассказывает то, что услышал. Затем приглашается третий участник, который слушает отрывок в пересказе второго и так до последнего участника»
-Что поняли в процессе данного упражнения?
Вывод: Каждый человек воспринимает информацию и передает ее по-своему, с изменениями и личностными переживаниями.
Пятое правило толерантности гласит (педагоги составляют из слов правило и озвучивают его) : «При выработке отношения к другому че-ловеку необходимо помнить об искаженности нашего восприятия».
12. Упражнение «Ничего страшного…»
Нужно опять разделиться на 1-2. Первые номера жалуются на что – то, а вторые – должны в свою очередь успокоить, начиная с фразы «Ничего страшного…»
- Что легче или труднее: быть в роли жилетки для окружающих или в роли высказывающего?
«Проявление чувства сострадания и эмпатии к окружающим»
«Доверять информации о ком-то или о чем-то, которая звучит из первых уст»
13. Упражнение "Общий ритм". Участники стоят в кругу. Нам необходимо сейчас так хлопнуть в ладоши, чтобы создалось впечатле-ние, что хлопает один человек, а не члены тренинга по очереди. Веду-щий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, зада-вая ритм, который затеи повторяет вся группа. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Таким образом, мы покажем как мы умеем чувствовать друг друга и поблагодарим всех за работу на тренинге.
Завершающие слова: «Я желаю, чтобы на вашем пути встречались только добрые и чуткие люди, которые озаряли бы и согревали вас своим теплом, а как часто вам повезет их встретить зависит только от каждого из вас. Если мы не научимся находить в себе и своей жизни положительное, то мы ничего положительного не увидим и в другом человеке и в жизни в целом.
Спасибо всем за участие».
Материал к тренингу
Знакомство
«Шушаника Минична», Глориоза Прововна,
Вильгельмина Авелевна, Вивиана Ионична,
Генофева Иркнеевна, Феосения Патрикиевна,
Савватия Стратониковна, Беата Нифонтовна,
Вожена Гедеоновна, Антигона Маевна,
Домитилла Ювенальевна, Синклитикия Рубеновна, Препедигна Аристидовна, Вестита Евменьевна,
Ермиония Питиримовна, Розалия Газизовна,
Иона Альгедрасовна, Юрмола Ханяфовна,
Выкрутаса Дормидонтовна, Лиллета Дементьевна.
Медвежья услуга Притча от Ольги Безмирной
Старик с внуком шли по улице мимо мальчика, которому отец поручил по-чинить забор, прежде чем идти играть. Инструмент выскальзывал из рук, доска не хотела становиться на место. Ударив случайно себя по пальцу, мальчик в сердцах бросил молоток, с тоской глядя в сторону играющих друзей. Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе.
— Как же так, дед? Ты всегда учил меня быть добрым, а не даёшь помочь…
— Я тебя учил доброте, а не лицемерию. Сделав за мальчика его работу, ты не дал ему не только научиться чинить забор. Он не научится терпению и тому, что сначала нужно сделать дело. Своим «добрым» поступком ты мог испортить ему жизнь.