Елена Коваленко
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип
взаимодействия между людьми»
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
• формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
• развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
• развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
• развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Оборудование: карточки с приветствиями для участников тренинга, бланк-образец опросника «Черты терпимой личности», карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Необходимое время для тренинга: 1-1,5 ч.
Ход тренинга:
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)
Базовые правила групповой работы
• Конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц.
• Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы).
• Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.
1. Упражнение-разминка “ Добрый день, шалом, салют! ”
Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.
Необходимое время: 5-7 минут.
Процедура проведения: Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках, (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий.) Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.
1. Попросите участников начать игру, встав в круг.
2. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные кар-
точки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.
3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здо- роваться с каждым встречным: по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д. Приложение № 1.
4. В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями. Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.
Притча. Равин и Бог
Цель: осознание того, что жизнь в коллективе возможна только при взаимовыручке и понимании, осознание того, что, чтобы жить в мире, нужно уметь уступать и помогать друг другу.
Раввин разговаривал с богом о рае и аде. "Я покажу тебе, что такое ад", - сказал бог и повел раввина в комнату, где посередине стоял большой круглый стол. Люди, сидящие вокруг стола, умирали с голоду и были в отчаянии. На столе стоял горшок с мясом, да таким вкусным, что у раввина потекли слюнки. У каждого сидящего за столом была ложка с очень длинной ручкой. И хотя ложки прекрасно доставали до горшка, их ручки были настолько длинными, что едоки не могли поднести ложку ко рту и поэтому оставались голодными. Раввин увидел, что их страдания были по-настоящему ужасными. "
А теперь ты увидишь рай", - сказал бог, и они пошли в другую комнату, в точно такую же, как и первая. В ней был большой круглый стол посередине и горшок с мясом. Люди, сидящие вокруг, тоже держали в руках ложки с длинными ручками, но все они были сытые и упитанные, они смеялись и разговаривали. Раввин не мог ничего понять. "Это просто, но требует определенного навыка, - сказал бог. - В этой комнате, как ты можешь заметить, люди научились кормить друг друга".
2. Упражнение «Черты терпимой личности»
Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».
Мина лекция: Что такое толерантность?
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения
Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т. е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г. К. Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».
Черты терпимой личности (раздаточный материал)
Колонка А Колонка В
1. Дружелюбие
2. Умение прощать обидчика
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Способность помочь товарищу в трудную минуту
8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя
9. Умение контролировать свои слова и поступки
10. Доброжелательность
11. Любовь к животным
12. Любовь к людям
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность сочувствовать другому человеку
Толерантной личности свойственны 15 характеристик.
Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Индивидуальная работа
Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.
Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
3. Упражнение “Чем мы похожи”
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
4. Упражнение «Сменяющиеся команды»
Подготовка: стулья отставить в сторону, чтобы удобно было ходить по залу. Понадобиться свисток или колокольчик.
1. По сигналу колокольчика и крикните, например «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.
2. Как только команды появились, называется действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подается следующий сигнал.
3. Команды должны каждый раз образовываться новые. Предлагаются новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством участников.
4. Возможные варианты раундов представлены ниже:
«Тройки!»-участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;
«Шестерки!»-игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что лучше всего умеет делать;
«Четверки!»- все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
«Пятерки!»- игроки поднимают брови, каждый говорит о том. кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;
«Семерки!»- попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;
«Двойки!»- игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
«Восьмерки»- каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.
5. В конце занятий игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»
5. Упражнение «МЫ ОБА…» или «Учимся ценить индивидуальность»
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
1. Игроки делятся на пары.
2. У каждой пары есть 5минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тревиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые…. Мы обе в теплых кофтах…» Сходство должно быть найдено в ходе разговора.
3. В игру вносится легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут».
4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают. Сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.
Дайте парам больше времени – 10 минут, - и пусть они найдут не только сходства, но и различия.
6. Упражнение «Пять добрых слов»
Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов
Форма работы: групповая, в кругу.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т. д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Групповая работа
Обсуждение
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
ЛИТЕРАТУРА
1. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М. : Генезис, 2003.
2. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху // Школьный психолог. — 2003. — № 29.
3. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / под науч. редакцией В. А. Чикер. – СПб: Речь, 2008.
4. Козлова А. Г., Лисовская Н. Б., Игнатенко М. С. Обучающий тренинг по формированию толерантности (Тренинг для тренеров): Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, доп., переработанное. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
Приложение № 1
Карточка участника игры
«Добрый день, шалом, салют!»
1. Италия: Воn giorno;
1. Швеция: Gruezi;
3. США: Нi;
4. Англия: Hello;
5. Германия: Guten Tag;
6. Испания: Buenos Dias;
7. Гавайи: Aloha;
8. Франция: Bonjours, Salut;
9. Малайзия: Selamat datang;
10. Россия: Здравствуй (по-русски объятие и 3-ное лобызание) ;
11. Украина: Добрый дэнь
12. Чехия: Dobry den;
13. Польша: Dzien;
14. Израиль: Shalom;
15. Египет: Asalamu Aleikum;
16. Чероки (США): Schijou;
17. Финляндия: НуУа paivaa;
18. Дания: Goddag;
19. Турция: ИаrhаЬа.