Получи документы

Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Елена Коваленко
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип

взаимодействия между людьми»

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

• формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность как принцип взаимодействия между людьми“» размещена в разделах

• развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

• развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

• развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Оборудование: карточки с приветствиями для участников тренинга, бланк-образец опросника «Черты терпимой личности», карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Необходимое время для тренинга: 1-1,5 ч.

Ход тренинга:

«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)

Базовые правила групповой работы

• Конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц.

• Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы).

• Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

1. Упражнение-разминка “ Добрый день, шалом, салют! ”

Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время: 5-7 минут.

Процедура проведения: Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках, (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий.) Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

1. Попросите участников начать игру, встав в круг.

2. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные кар-

точки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здо- роваться с каждым встречным: по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д. Приложение № 1.

4. В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями. Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

Притча. Равин и Бог

Цель: осознание того, что жизнь в коллективе возможна только при взаимовыручке и понимании, осознание того, что, чтобы жить в мире, нужно уметь уступать и помогать друг другу.

Раввин разговаривал с богом о рае и аде. "Я покажу тебе, что такое ад", - сказал бог и повел раввина в комнату, где посередине стоял большой круглый стол. Люди, сидящие вокруг стола, умирали с голоду и были в отчаянии. На столе стоял горшок с мясом, да таким вкусным, что у раввина потекли слюнки. У каждого сидящего за столом была ложка с очень длинной ручкой. И хотя ложки прекрасно доставали до горшка, их ручки были настолько длинными, что едоки не могли поднести ложку ко рту и поэтому оставались голодными. Раввин увидел, что их страдания были по-настоящему ужасными. "

А теперь ты увидишь рай", - сказал бог, и они пошли в другую комнату, в точно такую же, как и первая. В ней был большой круглый стол посередине и горшок с мясом. Люди, сидящие вокруг, тоже держали в руках ложки с длинными ручками, но все они были сытые и упитанные, они смеялись и разговаривали. Раввин не мог ничего понять. "Это просто, но требует определенного навыка, - сказал бог. - В этой комнате, как ты можешь заметить, люди научились кормить друг друга".

2. Упражнение «Черты терпимой личности»

Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».

Мина лекция: Что такое толерантность?

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т. е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г. К. Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

Черты терпимой личности (раздаточный материал)

Колонка А Колонка В

1. Дружелюбие

2. Умение прощать обидчика

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность помочь товарищу в трудную минуту

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение «Сменяющиеся команды»

Подготовка: стулья отставить в сторону, чтобы удобно было ходить по залу. Понадобиться свисток или колокольчик.

1. По сигналу колокольчика и крикните, например «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, называется действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подается следующий сигнал.

3. Команды должны каждый раз образовываться новые. Предлагаются новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством участников.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

«Тройки!»-участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

«Шестерки!»-игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что лучше всего умеет делать;

«Четверки!»- все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

«Пятерки!»- игроки поднимают брови, каждый говорит о том. кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

«Семерки!»- попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

«Двойки!»- игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

«Восьмерки»- каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятий игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

5. Упражнение «МЫ ОБА…» или «Учимся ценить индивидуальность»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тревиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые…. Мы обе в теплых кофтах…» Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. В игру вносится легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут».

4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают. Сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

Дайте парам больше времени – 10 минут, - и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

6. Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов

Форма работы: групповая, в кругу.

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т. д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Групповая работа

Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

ЛИТЕРАТУРА

1. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М. : Генезис, 2003.

2. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху // Школьный психолог. — 2003. — № 29.

3. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / под науч. редакцией В. А. Чикер. – СПб: Речь, 2008.

4. Козлова А. Г., Лисовская Н. Б., Игнатенко М. С. Обучающий тренинг по формированию толерантности (Тренинг для тренеров): Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, доп., переработанное. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.

Приложение № 1

Карточка участника игры

«Добрый день, шалом, салют!»

1. Италия: Воn giorno;

1. Швеция: Gruezi;

3. США: Нi;

4. Англия: Hello;

5. Германия: Guten Tag;

6. Испания: Buenos Dias;

7. Гавайи: Aloha;

8. Франция: Bonjours, Salut;

9. Малайзия: Selamat datang;

10. Россия: Здравствуй (по-русски объятие и 3-ное лобызание) ;

11. Украина: Добрый дэнь

12. Чехия: Dobry den;

13. Польша: Dzien;

14. Израиль: Shalom;

15. Египет: Asalamu Aleikum;

16. Чероки (США): Schijou;

17. Финляндия: НуУа paivaa;

18. Дания: Goddag;

19. Турция: ИаrhаЬа.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Опубликовано: 22 октября 2020 в 19:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коваленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД