Эльвира Юрьевна Варламова
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания; изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы; сплочение коллектива, снятие эмоциональной усталости.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Очень приятно приветствовать вас в нашем зале, думаю, это взаимно. Предлагаю всем встать в круг. Сегодня мы с вами поговорим о эмоциональном выгорании педагогов, что же это такое….
Начнем мы с вами с приветствия друг друга, для этого мы будем называть свое имя, говорит о том что чувствуем в данный момент и так же от каждого хотелось бы услышать, что он ожидает от тренинга.
1. Приветствие
Все участники стоят в кругу здороваются, называют свое имя, высказывают свое эмоциональное состояние и ожидание от тренинга.
Психолог: А теперь я хочу чтобы мы с вами немного расслабились, и поиграли. Игра называется моечная машина… кто будет машиной? А кто сушилкой?
2. Упражнение «Моечная машина» (на контакт и расслабление)
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
(после игры всем присесть на места)
3. Упражнение «Яичница»
Инструкция: один (или два) из участников выходит (ят) за дверь. Группа договаривается, что каждая жестикуляция этого (каждого) участника будет подкрепляться действием (топотом, аплодисментами, покачиванием и т. п.)
Вышедший участник (и) получает инструкцию рассказать о том, как он готовит яичницу.
ВАЖНО! Участники не должны слышать инструкции для группы. Группа не должна слушать инструкцию для участников.
Вопросы для обсуждения: Что чувствовал рассказчик? На что похожа эта ситуация?
Вывод: по всем участникам образовательного процесса
1. Такие же чувства (испуг, удивление, страх, недоумение, раздражение и т. п.) испытывает РЕБЁНОК, попадая в незнакомую ситуацию (в новую группу, в новый коллектив, при адаптации).
2. Такие же чувства - испуг, удивление, страх, недоумение, раздражение и т. п.) испытывает РОДИТЕЛЬ, попадая в незнакомую ситуацию (в новые условия, в новый коллектив).
3. Такие же чувства - испуг, удивление, страх, недоумение, раздражение и т. п.) испытывает ПЕДАГОГ, попадая в незнакомую, трудную ситуацию (в новые условия работы, в новый коллектив). ОТСУТСТВИЕ ПОДДЕРЖКИ УВЕЛИЧИВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА.
(Все мы с вами разные, с разными характерами…кто-то что-то не так сказал кто-то не так, ответил, с кем-то пошептался… все это мы берем на свой счет, додумываем и обижаемся, хотя у человека и мысли не было вас обидеть…. НЕ СТОИТ ВСЕ ПРИНИМАТЬ БЛИЗКО К СЕРДЦУ
Это упражнение можно проводить с детьми в группе, ОСОБЕННО во время утренника
4. Упражнение «Ковер сотрудничества и доброты».
Педагог-психолог просит участников встать в круг на расстоянии вытянутых рук.
Звучит релаксационная музыка
Известно, что давным – давно на свете жил мудрец. Однажды он отправился в путь. Мудрец обошел всю Землю и удивился, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.
«Как непросто людям уживаться друг с другом, - подумал мудрец, - что бы такого предпринять, чтобы облегчить им жизнь?» И задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их чудесной нитью.
Ведущий берет клубок ниток, продолжая рассказывать историю, обходя каждого участника игры, вкладывая ему в руки нить.
Воистину нить эта была уникальная. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательнее относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. У них появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого они считают близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Около последнего участника, стоящего в кругу, педагог-психолог отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и врежется в руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми» …
А если кто-то потянет нить на себя, а другой не станет этого делать… Что будет? Давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя».
Некоторые люди предпочитают повесить эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделали это, наверняка ощутили, как больно нить режет шею. Про такие ситуации люди говорят: «Посадил себе на шею».
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех окажется наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Именно так мудрецы ощущают взаимосвязь друг с другом.
Педагог-психолог берет в руки моток пряжи (желательно золотистого цвета).
Педагог-психолог. Сегодня мы сможем соткать общий чудесный ковер сотрудничества и добра. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому. Передавая моток, нужно сказать доброе слово. Это может быть комплимент, пожелание, выражение добрых чувств.
Передавать моток можно кому угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек.
Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился! Между нами протянулись нити. Достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышаны. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.
Теперь мы аккуратно опустим ковер на пол, и снимем с пальцев.
Сейчас, когда ковер лежит на полу, можно походить по нему. Наполниться добрыми пожеланиями и отношениями.
Участники встают в круг.
Педагог-психолог. Каждый из нас в своей жизни ткет вместе с другими людьми невидимые ковры. Хотелось бы, чтобы в тех нитях, которыми вы связаны, было как можно меньше узелков, символизирующих ссору, а узоры в ковре ваших взаимоотношений были красивыми и гармоничными.
5. «Подари тепло другу»
Психолог. Друзья, предлагаю вам подарить своё тепло друг другу. Для этого разотрите ладони, чтобы они стали горячими. Возьмитесь за руки, закройте глаза и, начиная с меня, будем передавать своё тепло лёгким нажатием ладони по кругу. Тот, кто получил тепло, передает его следующему.
- Все получили тепло?
А теперь предлагаю всем устроиться поудобнее, принять расслабляющую позу, закрыть глаза и послушать музыку
6. Упражнение на релаксацию «Водопад»
В ходе проведения используется настенная панель «Водопад».
Время: 5 минут
Цель: расслабление всех групп мышц.
Ход проведения: участники садятся напротив настенной панели «Водопад», концентрируют на ней свое внимание. Звучит спокойная музыка. Затем закрывают глаза и слушая ведущего стараются расслабиться и представляют те образы о которых говорит ведущий.
Текст релаксации:
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове.
Вы чувствуйте, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными
течет дальше по груди. по животу. Пусть свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергии.
(Пауза 2 минуты.)
Пробуждение.
Теперь настало время, чтобы вы снова ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет ваше сознание становится все более и более ясным, а тело все более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, но не раньше, откройте глаза. Открыв глаза, вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать.
Давайте начнем.
1. Вы начинаете пробуждаться.
2. Вы медленно пробуждаетесь.
3. Появляется ощущение бодрости.
4. Хочется потянуться.
5. Ощущение бодрости и свежести становится все сильнее.
6. Напрягите кисти.
7. Напрягите ступни.
8. Потянитесь.
9. Хочется открыть глаза. веки легкие. в теле бодрость и свежесть.
10. Открыли глаза! Вы пробудились! Ваше сознание ясное, ваше тело легкое и отдохнувшее!
Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Какие образы возникали в ходе прослушивания музыки? Что видели? Как и изменилось ваше самочувствие, настроение?
И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.
Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»
- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом
исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с
оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем
загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)
4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой
крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)
6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,
ей как раз рабочая сила нужна)
Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)
Продолжать? Здесь примерно на год чтения!
- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу, как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!
Заключительное слово
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.