Котова Ольга
Тренинг для педагогов «Познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга : снять эмоциональное напряжение, посредством группового взаимодействия для укрепления психологического здоровья, сформировать психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне, мешающих принятию себя).
Задачи:
- познакомить участников с приёмами психологической саморегуляции;
Публикация «Тренинг для педагогов „Познай себя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга : группа 8 -15 человек.
Материал для тренинга :
Листы формата А 4, ручки, бланки с анкетами.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение.
Продолжительность: 30-40 минут.
Ход тренинга:
- Я рада, что мы смогли все встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.
Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.
1. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
2. Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
3. Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
4. внимательно слушать тренера
Упражнение «Имена прилагательные»
Каждый из вас выбирает себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно. Каждый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Сосредоточенная Светлана).
- Послушайте притчу о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т. д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он, с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
Дискуссия на тему «Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?»
- Скажите, пожалуйста, кто из вас пытался изменить мир, членов семьи или хотя бы самого себя? Результат?
Вывод: изменить мир не возможно, но можно изменить себя и свое отношение к миру, людям и т. д.
Упражнение «Ладошка»
Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.
Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Упражнение «Удовольствие»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Вам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается структурировать их по степени удовольствия.
Эти любимые виды деятельности и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Упражнение «Карусель»
Встаньте в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент.
Анализ: Понравился ли комплимент?
Что вы чувствуете, когда слышите комплимент?
Трудно ли придумать комплимент другим?
Это упражнение еще раз подтверждает теорию «поглаживаний» Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию «поглаживаний». Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или «поглаживаниями». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.
Упражнение «Сердце коллектива»
Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
И в конце нашего тренинга хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в кабинете:
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- изрисовать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Рефлексия.