Светлана Генералова
Тренинг для педагогов «Мастерская речевого творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Мастерская речевого творчества».
Цель тренинга - знакомство с приёмами, направленными на развитие речевого творчества.
Для проведения нужно разделиться на три команды.
Ход тренинга.
1. Игра «Словарный штурм».
Задание: отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке существительные, глаголы, наречия в соответствии с заданным вопросом.
Загадка 1 команде:
Знают этот фрукт детишки
Публикация «Тренинг для педагогов „Мастерская речевого творчества“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Любят есть его мартышки
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт (банан).
Банан просит : «Расскажи обо мне» (одним словом).
Как я попал в дом? (купили, угостили, привезли и т. п)
Какой я? (сладкий, жёлтый и т. п.)
Что я могу делать? (желтеть, гнить, сохнуть и т. п.)
Что со мной можно делать? (мыть, чистить, есть, упаковывать, резать и т. п.)
Кто меня любит? (дети, обезьяны, беременные и т. п.)
С кем (чем) я дружу? (вода, дождик, мороженое, пирог и т. п.)
Загадка второй команде:
Из водички этой белой
Ты, что хочешь сделай
Маслице для каши,
Сливки, простоквашу
Можно даже творожок
Очень вкусное оно, дружок (молоко)
Молоко просит : «Расскажи обо мне».
Откуда я попало в дом? (из магазина, с молзавода, от коровы)
Какое я? (тёплое, пастеризованное, кипячённое, сгущённое, белое, топлённое)
Кто меня любит? (дети, старики, младенцы)
С кем (чем) я дружу? (корова, бидон, пакет, тетрапак, коза, крем)
Что со мной можно делать? (греть, кипятить, томить, печь).
Загадка третьей команде:
(книга).
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает-
Много знает (книга).
Книга просит: «Расскажи обо мне».
Откуда я попала в дом? (купили, подарили, заказали, прислали)
Какая я? (твёрдая, познавательная, кулинарная, детская, редкая)
Что со мной можно делать? (читать, изучать, рассматривать, дарить, листать, создавать, клеить)
С кем (чем) я дружу? (школьник, библиотекарь, обложка, стеллаж, полка, магазин).
2. Игра «Что бывает таким?».
Задание: Подобрать существительное к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово – ракета
Есть слово с окошком – вагон
Есть кислое слово – лимон.
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте.
1-я команда:
Назвать «пушистые слова» (кот, плед, мех, шуба, зверь, т. п.)
2-я команда:
Назвать «сладкие слова» (мёд, конфета, сахар, сгущёнка и т. п.)
3-я команда:
Назвать «холодные слова» (лёд, снег, мороз, снежинка, зима, холодильник)
3. Упражнение «Составь загадку по опорной таблице».
Сейчас я предлагаю вам составить загадки по опорным таблицам, предложенным к. п. н., ТРИЗ – специалистом Аллой Нестеренко.
ЯБЛОКО
«Какое?» «Что такое же?»
ЗОНТ
«На что похож?» «Чем отличается?»
СВЕЧКА
«Что делает?» «Кто делает также?»
4. Практикум «Составление загадок с опорой на ассоциативный коллаж».
Интересным приёмом по развитию речевого творчества у детей является прием коллажирования. Данный приём эффективен в работе по развитию монологической речи у детей. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет загадка. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению.
Техника коллажа дает широкий простор для развития воображения и мышления. Элементами коллажа могут быть картинки, подходящие по смыслу к заданному предмету.
Коллаж создается путем наклеивания на бумагу подходящих по смыслу изображений. Затем несколько детей могут составить разные загадки, выбирая любые ассоциативные картинки.
В центре листа наклеена картинка - предмет, о котором будут сочиняться загадки (она прикрыта листом белой бумаги). Из набора картинок нужно выбрать те, которые подходят по какому-то признаку к заданному предмету (цвету, форме, действию и т. п., и наклеить на лист. Например, стол: дерево (стол сделан из дерева,, треугольник (есть углы, человек (есть ноги, стоит). Затем каждая команда озвучивает свои загадки и другие две команды разгадывают. Затем картинка- отгадка отрывается.
Предлагаются листы ватмана с картинками:
1 команде - чайник (стол, нос, свисток, огонь, мёд, газовая плита, паровоз, гости за столом и т. п.).
2 команде – лимон (Кремль, овал, цыплёнок, дерево, чай, пирог, витамин С и т. п.).
3 команде - книга (мозг, светильник, листья, очки, кресло, уши, глаза, закладка, плед, чай, школа и т. п.).