Пикуш Татьяна Анатольевна
Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга направлено на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Цель:
- формирование благоприятного психологического климата;
Задачи :
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
Публикация «Консультация для педагогов „Психологический климат в коллективе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции;
- повысить коммуникативные навыки педагогов.
Ход занятия:
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
1. Упражнение "Ассоциации".
Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на тот предмет, который вы достанете из мешочка и связать его с собой и вашими ожиданиями от занятия. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.
Презентация
2. Знакомство "Имя- качество".
Цель: способствовать личностному раскрытию и самопознанию участников, настроить их на предстоящую совместную работу.
Участникам предлагается написать свое имя и какие-нибудь качества начинающееся с каждой буквы, которые есть в его имени.
Подводя итог, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств, подчеркивает: несмотря на то, что в кругу собрались очень разные люди, им предстоит совместная работа.
3. Упражнение "Дорисуй и передай".
Участники делятся на три группы.
Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Обсуждение:
- Соответствует ли рисунок такому как вам бы хотелось?
- Как вы чувствовали себя, работая в группе?
- Были ли сложности при выполнении упражнения?
4. Упражнение "Вулкан эмоций".
Ведущий: Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Взаимное уважение между руководителем и коллегами является необходимым условием служебных и деловых взаимоотношений. Однако, чтобы привлечь человека к себе, разбудить в нём эмоциональное отношение (симпатию, дружбу, любовь, человека необходимо искренне уважать и ценить. В сложной ситуации нужно максимально использовать собственные ресурсы. Ресурсы каждого человека безграничны, если человек искренне и глубоко верит в свои силы. Что же происходит, когда внутренние ресурсы человека не помогают ему контролировать своё эмоциональное состояние?
В посудину (колбу, которая символизирует человека, кладём морскую соль (наши базовые стремления, которые нам даны от рождения - задатки, сверху насыпаем песок (морская соль, которые символизируют наши взгляды, желания и ожидания. Посыпаем содой (наши эмоции, поливаем чистой водой (уксусом, которая и есть внешними факторами, которые влияют на нас - это отношения с окружающими, конфликты, Химическая реакция - наша реакция, когда наши эмоции выходят через край, а это и есть является показателем эмоционального выгорания.
Это упражнение ещё раз подтверждает необходимость уважать друг друга, относиться с уважением к особенностям каждого.
5. Игра "День рождения".
Ведущий раздает каждому билет, в котором указано, как вести себя во время праздника:
- именинник -пытается развлекать гостей;
- всезнайка - влезает во все разговоры;
- любитель скандалов - ни с кем не соглашается;
- миротворец - регулирует конфликты;
- тамада - помощник именинника;
- оригинал - каждый разговор поворачивает в неожиданном направлении.
Все участники должны объяснить во время обсуждения роль каждого, угадав её.
Обсуждение:
- Кто был пассивный во время игры?
- Какая роль (обязательства) были у каждого?
- Как вы себя чувствовали?
- Какие отношения сложились в группе?
6. Мозговой штурм "Рекомендации коллегам от коллег".
Чтобы контролировать свои поведенческие и эмоциональные реакции, распознавать и оценивать ситуацию, достойно выходить из конфликта, уметь быстро восстанавливаться и переключаться, привести себя в творческое состояние, необходимо:
1. Принять себя таким, каким ты есть, признав собственную уникальность.
2. Признать уникальность других. Найти в себе черты, которые помогают понять мысли, точку зрения, поведение другого.
3. Изучить собственные победы, состояния в различных жизненных обстоятельствах, отрезках времени, исследовать характер, особенности его проявления в разных ситуациях, контролировать работу своего организма.
4. Найти алгоритм достижения равновесия.
5. Прекратить тревожиться и начать жить здесь и сейчас.
6. Научиться прощать.
7. Руководителями не рождаются, ими становятся.
7. Упражнение "Комплименты".
– Вы можете свободно передвигаться по комнате под музыку. Как только музыка останавливается, вы подходите к любому члену группы и обмениваетесь комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе занятия, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников занятия.
8. Упражнение "Хорошее - плохое".
Участники делятся на две группы ("хорошие", "плохие"). По очереди подходят к листу бумаги. "Хорошие" рисуют что-то положительное, следующий участник продолжает что-то с отрицательным значением.
9. Просмотр "Мультфильма "Ох" и "Ах".
После просмотра участники высказывают свое мнение.
10. Ритуал завершения занятия.
Упражнение «Импульс теплой энергии по цепи»
Участники сидят в кругу.
Инструкция: «Положите правую руку на колено соседа справа, а левую руку - на пульс правой руки другого соседа. Импульс пульса будет лёгкое нажатие на колено соседа, причем нажатие надо делать в тот же миг, когда приняли сигнал добрыми пожеланиями.
На какое-то время все участники закрывают глаза, но не перестают отправлять и принимать импульс положительной тёплой энергии.
11. Упражнение "Прощание".
Участники благодарят друг друга за участие в занятии.
12. Раздать смайлы, на которых участники отмечают своё настроение.