Ольга Саржан
Тренинг для педагогов «Дружный, творческий, работоспособный коллектив — это мы!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы так мало можем сделать поодиночке
и так много – вместе» Хелен Келлер
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задачи тренинга :
- создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);
Публикация «Тренинг для педагогов „Дружный, творческий, работоспособный коллектив — это мы!“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
Прогнозируемые результаты:
• повышение уровня коммуникации;
• улучшение взаимодействия между сотрудниками;
• увеличение скорости принятия командного решения;
• умение разрешать спорные ситуации;
• формирование позитивного взгляда на возможности команды.
Ход тренинга
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Вступительное слово психолога
Я рада всех видеть на моем тренинге «Дружный, творческий, работоспособный коллектив – это мы!» А девиз нашей сегодняшней встрече «Мы так мало можем сделать поодиночке и так много – вместе». Предложить педагогам сесть.
Упражнение «История моего имени» или «Давайте знакомиться ближе»
Участники остаются в кругу. Предложите участнику, сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:
• Кто его для меня выбрал?
• Почему меня назвали именно так?
• Нравится ли мне мое имя?
• Что означает мое имя?
• Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем? Каким?
• Кто еще в семье носил это имя?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в 2 минуты.
В одном климате растение может расцвести, в другом – засохнуть. Так и в трудовом микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя легко и комфортно, стремятся к общению, при других – ощущают беспокойство, неудовлетворенность, хотят проводить на своем рабочем месте меньше времени. Построение отношений в трудовом коллективе можно сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет. То же происходит и с отношениями. Представьте, что команда – это здание. Его фундамент, строительные материалы – это качества характеров коллег, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота или обратные им – замкнутость, недоверие и т. д.
Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда. Команда – это нечто большее, чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности.
На Западе существует яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула означает, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке. Смысл командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов упорядоченную систему.
Игра «Успешная команда»
Педагогам предлагается на листочках написать один критерий, который характеризует идеальный трудовой коллектив.
1. Взаимовыручка в коллективе.
2. Высокая мотивация всего коллектива к успеху.
3. Желание учиться новому у членов всего коллектива.
4. Креативность коллектива.
5. Мобильность – умение изменяться, принимать другую точку зрения.
6. Компетентность, профессионализм коллектива.
7. Организованность коллектива.
8. Иметь возможность для самореализации каждого члена команды.
9. Чувство юмора у большинства членов коллектива.
Далее помощник подсчитывает количество часто встречаемых ответов и вписывает их в «кирпичики», чем выше кирпич, тем меньше встречаем.
Упражнение «Разделение на команды»
Каждому участнику психолог шепчет на ухо кенгуру и улитка. Затем предложите объединиться в команды представителям одного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешается подражать движениям животного, издавать характерные для него звуки.
Упражнение «Карета»
(музыкальное сопровождение из кинофильма «Цыган»)
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. На экране картинка кареты Посторонние предметы использованы быть не могут.
Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека, при условии, если Вы ее себе выбрали сами:
• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности, умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими;
• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой;
• слуга, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла
Игра «Дракон, принцесса, самурай» (игра по принципу «Камень, ножницы, бумага»)
Участники разбиваются на две команды. В этом этюде три действующих лица:
- принцесса - принцесса жеманно приседает, придерживая руками подол юбки, и издает звуки: «Хи-хи-хи-хихи»;
- самурай - самурай со звуком «Ха» делает шаг правой ногой вперед, при этом, обе руки, заносит над левым плечом «с мечом»;
- дракон - дракон угрожающе поднимает над головой обе лапы с растопыренными пальцами с угрожающим звуком «УУУ».
Каждая из групп должна выбрать одно движение и по команде ведущего участники обеих групп одновременно показывают соперникам свое движение. Почему соперникам? Потому что каждый из этих героев кого-либо побеждает:
дракон съедает принцессу,
принцесса очаровывает самурая,
самурай убивает дракона.
Изображение одного и того же героя разными командами считается ничьей.
! Ошибка в показе хотя бы одного участника команды приносит победу соперникам. Задача участников не только артистично изобразить героев, но и постараться обыграть противоположную группу. Игра продолжается до десяти побед.
Игра «Палочка-выручалочка»
Оборудование: пластиковые палочки длина 1метр, кубики, корзина.
Каждый участник берет правой рукой за кончик пластиковую палочку, а левую прячет за спину. Задача команды за ограниченное время — собрать палочками 10 кубиков в ведро. Во время упражнения трогать кубики можно только палочками, корзину трогать нельзя. В зависимости от динамики можно вводит дополнительные ограничения, например: разговаривать можно только во время обсуждения стратегии перед упражнением, а само упражнение проходит в полной тишине.
Игра «Уменьшающаяся газета»
Оборудование: по одному газетному листу на каждую группу.
От команды по 4 человека и каждой команде выдается газетный лист. Участникам предлагается всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!» После того как это будет сделано, ведущий складывает газету пополам и повторяет задание. Затем, ведущий еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!».
Подведение итогов первой игры.
Упражнение «Я хочу подарить»
Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»