Анастасия Крылова
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки».
Цели:
• Формирование благоприятного психологического климата;
• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
• Профилактика профессионального выгорания;
• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
• Снятие эмоционального напряжения.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Форма проведения: тренинг.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „День психологической разгрузки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.
Ход проведения:
1. Приветствие
Цель:
• познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте».
2. «Знакомство»
Цель:
• настроить каждого участника на работу в группе;
• вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".
А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная).
3. Правила нашей группы.
Цель:
• Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга.
• Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
• Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
• Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
• Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.
• Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», а не «все сейчас думают.», «большинство из нас.» и т. д.
• Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
• Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.
4. Упражнение «Интервью»
Цель:
• Знакомство
• Создание обстановки доверия
Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов). Далее проходят «пресс - конференции». Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.
5. Передача предметов по кругу
Цель:
• обмен настроениями, чувств по кругу
Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки:
1. цветок,
2. бусинку
3. грязь
После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.
6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Цель:
• установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.
Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.
После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.
7. Сеанс релаксации. «Руки»
Цель:
• снятие усталости, установление психического равновесия.
Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия, позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.
Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.
8. Формулы психологической устойчивости
Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.
9. «Рефлексия»
Цель:
• Получить обратную связь от участников группы.
• Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.
10. Заключительный этап.
Цель:
• Получить обратную связь от участников группы
• Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах, какие формы работы им нравятся.
Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2). Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3).
11.«Прощание»Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Приложение 1.
Формулы психологической устойчивости
Устойчиво стою я на земле
Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Только смеяться
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Формулы позитивных мыслей
Начинается мой новый день
Начинается мой новый день,
Начинается моя новая жизнь!
Загорается во мне новый свет,
И рождается во мне чудо-жизнь!
Здравствуй, новый мой прекрасный день!
Здравствуй, новая моя чудо жизнь!
Здравствуй, новый в сердце дивный свет!
Здравствуй, новая моя чудо – мысль!
Формула повышения самооценки
и позитивного восприятия окружающих
Я хороший
Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.
Я люблю тебя.
Приложение 2.
АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ»
Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :
Содержание «+»
Темы тренинга
Основные правила общения
Особенности общения с родителями
Конфликты
Манипуляции
Как справиться с эмоциями
Формы работы с родителями
Стресс-менеджмент (управление стрессом)
Уверенное поведение в общении
Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)
Формы работы на тренинге
Мини-лекции
Дискуссии
Игры
Упражнения на отработку навыков взаимодействия
Тесты
Обмен опытом с участниками тренинга
Совместное обсуждение проблем
Организация работы
Самостоятельно
В парах
В подгруппах
В кругу
Приложение 3.
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
Содержание Частота
встречаемости «+» Результат
Темы тренинга___
Основные правила общения
Особенности общения с родителями
Конфликты
Манипуляции
Как справиться с эмоциями
Формы работы с родителями
Стресс-менеджмент
(управление стрессом)
Уверенное поведение в общении
Количество индивидуальных запросов
Формы работы
Мини-лекции
Дискуссии
Игры
Упражнения на отработку
навыков взаимодействия
Тесты
Обмен опытом с участниками тренинга
Совместное обсуждение проблем в кругу
Организация работы
Самостоятельно
В парах
В подгруппах
В кругу