Полосина Анна
Формы работы воспитателя ДОУ по оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников.
▼ Скачать + Заказать документы
Решающим условием положительного взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения, а также наличие у родителей живого интереса к процессу воспитания. Для улучшения контакта между педагогами и родителями, психологического климата в группе, взаимодействия между воспитанниками, укрепления детско-родительских отношений, возникла идея о разработке и применении комплекса традиционных и нетрадиционных методов. Их реализация требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Формы работы воспитателя ДОУ по оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников,» размещена в разделах
Одной из нетрадиционных форм работы является постоянно действующий проект «Утяша-Познаваша идет в гости». Его целью является воспитание нравственных качеств, развитие навыков общения и взаимодействия, обогащение эмоциональной сферы детей. У игрушки Утяши нет своего домика, она живет в группе, вместе с ребятами ходит на занятия, наблюдает за их повседневной деятельностью. А на выходные её приглашают погостить в одну из семей для того, чтобы показать, как можно весело и интересно организовать досуг с родителями. После этого дети с фотоотчетом приходят в группу и рассказывают, как замечательно они провели время вместе. Таким образом, у воспитанников формируется опыт, позволяющий развить представление о себе и других людях (сложность и многообразие их внутреннего мира, отношений). Благодаря этому проекту стало заметно улучшение взаимоотношения между родителями и детьми в тех семьях, где ранее наблюдалось недостаточное внимание к совместному интересному проведению времени. В тех семьях, где не придавалось особого значения проведению выходных с собственным ребенком, родители стали стараться уделять детям больше внимания. Мама одной из семей, где погостила Утяша, высказала свое мнение, что наш проект помог открыть глаза папы на возможность проведения активных и интересных выходных с собственным сыном. Этот факт стал заметен и в группе, ребенок стал спокойнее, его дисциплина улучшилась.
Также неоценимый вклад в укрепление детско-родительских отношений вносят разнообразные костюмированные вечеринки, включающие игры, конкурсы, творческие задания, с последующим чаепитием, проводимые совместно с родителями. При таком комплексном подходе, совместное участие родителей в воспитательном процессе существенно увеличивается.
Незаменимы игры, целью которых является сплочение детского коллектива, значительно улучшающие моральный климат в группе. Это игры, которые помогают педагогу научить детей: устанавливать доверительный контакт между сверстниками; чувствовать состояние и настроение; согласовывать свои действия с партнером по общению; понять чувства другого ребенка и готовность оказать эмоциональную поддержку. Это такие игры, как: «Ветер дует на того…». Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников. «Разговор через стекло». Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении. «Добрые слова». Цель: помочь детям увидеть хорошие качества в людях.
Ещё одна из форм нашей работы - релаксирующие занятия.
«Полетели на море» - дети ложатся на ковер, закрывают глаза и под звуки моря и речь педагога, описывающего море, представляют себя там. «Мы в лесу» - дети с педагогом садятся в кружок на полу, рвут на мелкие кусочки бумагу, складывая их в кучу, затем, отождествляя эту кучу в зависимости от текущего времени года (зима - снег, осень - листва, лето – река, бросают бумагу друг в друга. Упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения.
Также хотелось бы отметить такой метод работы с детьми, как проигрывание конфликта на игрушках. При его использовании дети смотрят на себя и своих сверстников как бы со стороны, извне. При правильном применении этого метода, его воздействие на ребенка аналогично проведению психологической консультации для взрослого. Отличие, пожалуй, только в том, что от ребенка не требуется вербальный самоанализ, работа происходит на внутреннем, подсознательном уровне.
В заключении хотелось бы отметить, что взаимодействие семьи и дошкольного учреждения - это один из важнейших факторов для развития ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. Без родительского участия процесс воспитания - неполноценен. Поэтому необходимо уделять особое внимание нетрадиционным формам сотрудничества, направленным на организацию индивидуальной работы с семьей.
Список литературы:
Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005