Марина Шерстунова
Тренажер для зрительной гимнастики «Полянка». Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
В результате модернизации системы образования в Российской Федерации с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Были установлены федеральные государственные образовательные стандарты, где в образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС выделена задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в ДОУ в следующих формах:
1. Медико-профилактическая технология.
Публикация «Тренажер для зрительной гимнастики „Полянка“, Методическая разработка» размещена в разделах
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
5. Технологии валеологического просвещения родителей.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Пребывание ребенка в саду в течение каждого дня включает в себя организованную образовательную деятельность, совместную с педагогом и самостоятельную деятельность, которая часто требует длительного, зрительного напряженного внимания. У детей дошкольного возраста еще не сформировано глазное яблоко, оно чаще овальной формы. Наблюдается возрастная дальнозоркость, с ростом глазного яблока к школьному возрасту это состояние исчезает, глазное яблоко становится круглым с нормой зрения. Эта особенность предполагает профилактику нарушений зрения у малышей со специальной организацией здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Проводятся в системе валеологические занятия и беседы с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о здоровье глаз и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о глазах, о правильном питании, о безопасном поведении в различных ситуациях.
Важной составляющей профилактической работы является специально организованная педагогом зрительная гимнастика.
Цель:
профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
1. предупреждение утомления,
2. укрепление глазных мышц,
3. снятие напряжения,
4. общее оздоровление зрительного аппарата.
Любая гимнастика для глаз проводится стоя 2-3 раза в день по 3-5 минут. При проведении важен наглядный показ действий педагога. Гимнастику для глаз легко подобрать по теме образовательной деятельности.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида гимнастики для глаз :
1. С предметами. Например: работа с расположенными на стенах карточками. По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения, в названиях которых есть нужный звук и т. д.
2. Без предметов.
3. С использованием специальных полей, изображающие какие-либо цветные фигуры. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.
4. С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение.
Гимнастика для глаз может иметь стихотворное сопровождение или проводиться без него.
Для детей 2-3 лет используют часто игровые упражнения;
«Ладошки» — закрывания ладонями глаз на тридцать секунд
для снятия напряжения глаз.
«Филин» — ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро
открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
«Далеко-близко» — игра, во время которой ребенок переводит глаза с
предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
«Листья» — следить взглядом за падающими листьями с неподвижной
головой.
«Солнышко» — повторять глазами траекторию движения солнца
(слева кверху и направо вниз).
Мной был сделан по образцу Базарного В. Ф. тренажер зрительной гимнастики. Он висит в групповом помещении над магнитной доской. Работая с ним, поняла, что он больше подходит для использования в старшем дошкольном возрасте, когда у детей формируется произвольное внимание. Дети, получая инструкцию педагога, выполняют упражнения.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста, когда функция произвольного внимания только начинает формироваться, предлагаю тренажер «Полянка».
Тренажер представляет собой ширму. На его поле видны два стилизованных цветка – белый, голубой, расположены по краям в кармашках, откуда их можно вынуть, а затем поставить обратно. Две прорези на общем поле – одна прямая внизу, другая расположена в центре, зигзагообразной формы, направлены от одного цветка к другому. Они предназначены для движения «Пчелки» и «Улитки». «Божья коровка» крепится, как подвес на нитке, на деревянной палочке. Ее можно вынуть из кармашка, осуществляя любое движение; вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем вернуть в любой карман.
Ребенок непроизвольно будет следить глазами за движениями «Пчелки» и «Улитки» справа-налево, вверх-вниз и наоборот. Движения «Божьей коровки» регулирует педагог в зависимости от задачи. Цветок можно вынуть из кармашка, поднести к лицу, как будто нюхаешь, и снова убрать на место, следя за ним глазами.
Тренажер можно использовать во время организованной деятельности для проведения зрительной гимнастики, но также и как дидактическую игру «Ориентировка в пространстве», закрепляя понятия лево-право, верх-низ, середина сторон, середина листа, углы верхние-нижние, левые-правые.
Тренажер яркий, эстетически привлекательный, хорошо воспринимается детьми. Тема: «Лето», по этому принципу, используя сезонные изменения в природе, можно сделать «Осень», «Зима», «Весна», при этом закрепляя знания об окружающем мире.
Также пробовала использовать его как ширму для театрализации. Тренажер полифункционален.
Зрительная гимнастика, являющая одной из важнейших здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС, позволяет снять зрительное напряжение, предупреждает утомление детей на занятиях, поддерживает работоспособность детей на хорошем уровне, может быть очень увлекательной.