Светлана Давыдова
Требования к организации культурно-досуговых мероприятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Вся предпраздничная работа педагогического коллектива детского сада должна пронизываться основной идеей предстоящего праздника и досуга. Отдельно проводится системная работа с родителями и членами семей. Работу над сценарием обычно следует начинать с определения его темы и идеи.
1. Тема обычно задается с самого начала, а к идее музыкальный руководитель, воспитатель должны подвести участников и зрителей всем ходом этого представления, последовательно излагая все, что должно происходить, т. е. раскрывая тему, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения активностивсех участников, а также учитывается оформление помещения, где происходит действие.
2. Сюжетная линия сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет способствовать продумывание композиции сценария, т. е. организация действия, и соответствующее расположение материала.
3. В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих в его основе. Затем выстраивается действие, развитие которого подчиняется следующим законам:
4. Каждый предыдущий эпизод сценария должен быть связан по смыслу с последующим.
5. Заданное действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.
6. Каждый эпизод обладает внутренней логикойпостроения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой. Такой эпизод должен как бы повторять в миниатюре по своему построению весь сценарий.
7. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.
8. Заключительная часть — это проявление активности всех участников.
9. Одна из особенностей сценария состоит в том, что при его написании необходимо одновременно думать и о реальных средствах воплощения замысла: об использовании литературных произведений, музыки и песен, сольных, дуэтных, ансамблевых номеров, инсценировок, общих танцев и т. д.
10. Комплексное использование всех средств выразительности поможет составить яркие сценарии утренников и вечеров развлечений в детском саду. Но при этом следует всегда учитывать конкретныеусловия, возможности детей (поЛ. Фурминой).
Воспитатель должен помнить, что недопустимо:
1. Сценарный ход не должен повторяться от утренника к утреннику
2. Перегружать литературный материал сценария
3. Обилие стихов, многословие ведущего, которые перегружают информацией, снижают интерес, утомляют детей.
4. Завышенное содержание стихов и песен, несоотвествующее возрастным требованиям.
5. Заучивание стихов и слов песен в быстром темпе, невыразительно, монотонно.
6. Недопустимо заучивание все новых и новых песен, стихов, плясок.
7. Недопустимо превращать праздник в концерт для взрослых
8. Исполнение на утреннике больше 5 песен
9. Недопустима суетливость, излишняя комичность
10. Недопустима пассивность детей, отстраненное созерцание…особенно стеснительных и малоактивных детей.
11. Юбка и блуза при активном участии на утреннике не всегда выглядят эстетично, т. к. воспитателю необходимо наклоняться к детям, помогать им, прислушиваться к их просьбам и т. п.
12. Недопустимо проводить больше одной совместной репетиции, сопровождаемое муштрой – это снижает интерес детей к будущему празднику.
13. Недопустимо затягивание начала утренника, он должен начинаться строго в указанное время!
14. Недопустимо проведение утренников у младших групп более 30-40 минут,
у старших – 40-55 минут!
15. Нельзя разрешать родителям все одновременно вести видеосъемку – утренник проводится для детей, поэтому родительский комитет выбирает 2-3 родителей, которые с разных ракурсов будут вестивидеозапись, затем они опубликуют 2-3 варианта видеозаписей в формуме группы.
Наиболее выигрышно, эффектно выглядит:
1. По форме утренник или развлечение должны быть по сценарию похожи на большую игру.
2. Ритмичное по 2 или 4 строки эмоциональное чтение стихов детьми, интонационно, ритмично каждый продолжает чтение предыдущего ребенка.
3. Вызывает одобрение диалоговое чтение детьми, живое, вдумчивое, выразительное.
4. Сценарий строится на хорошо знакомом программном материале, однако это повторение надо организовать творчески: программную песню «расцветить» новыми декоративными элементами: элеменами костюмов, или декоративными деталями, или шумовыми инструментами, или «салютами», или движениями руками…
5. Кроме программного материал необходимо включить новый литературный или музыкальный номер в исполнении ребенка/детей или взрослых (воспитатель или родитель, который соответствует принципу возрастосообразности
6. Репетиции номеров следует проводить отдельно, чтобы у детей, не участвующих в номере на утреннике или развлечении был естественный интерес к происходящему.
7. На утреннике обязательно должен быть сюрпризный момент, для старших групп - игры-аттакционы.
8. Главные герои праздника (сказочные, народные) всегда добрые, величественные, вызывающие уважение и расположение
9. Все дети участвуют в празднике и имеют возможность все наблюдать, участвовать во всеобщем веселье, быть активным исполнителем.
10. Предпочтительно к утреннику сшить взрослым удобные классические платья, которые всегда можно украсить сменяемым воротничком, брошью, платочком и другой декоративной деталью. Обязательно интерес к утреннику возбуждается и у родителей, с помощью коллажной информации в родительском уголке, праздничных приглашений, выполненных руками детей, информации на сайте, вебстраничке группы.
Роль ведущего сложная и многогранная, интегрирующая много действий и их последовательность: он должен знать весь сценарий, произносить наизусть текст, уметь организовать детей, собрать интонацией и мнемотехникой их внимание, управлять настроением детской аудитории, проявлять выдумку, остроумие и находчивость. Хорошо дисциплинирует заполнение экспертом карты наблюдений утренника и карты наблюдений деятельности ведущего. Приведем пример карты.
Карта наблюдения «Ведущий программы располагает к себе зрителей»
Единица анализа Ситуация
1 2 3
Эрудиция 2 3 3
Артистизм 3 3 3
Чувство юмор 3 3 3
Доброжелательное уважительное отношение 3 3 3
Элементы новизны, творческого подхода к ведению программы 2 2 3
Культура речи 3 3 3
Организаторские способности 3 3 3
Умение снять напряжение 3 3 3
Умение общения с аудиторией 3 3 3
Умение следить за реакцией аудитории и реагировать на нее 3 3 3
Умение вызвать и развить интерес 3 3 3
Умение активизировать восприятие аудитории посредством изменения интонации 3 3
Владением мимикой 3 3 3
Умение выйти из сложной/критической ситуации 3 3 3
Поддержка ребенка 3 3 3
Создание ситуации успеха 3 3 3
Другие качества
Подсчет единиц анализа ведется по 3-бальной системе: 1 - "плохо", 2 - "хорошо", 3 - "очень хорошо". Ситуации: 1 - начало программы, 2 - кульминация, 3- окончание.
Педагогическому коллективу необходимо помнить, что за проведение утренника и плановых досуговых мероприятий ответственность несет заведующий, поэтому сценарий обязательно обсуждается на педагогическом совете, назначаются ведущие и помощники, обсуждается посильная помощь родителей и персонала детского сада. Воспитатели групп составляют мониторинг занятости детей (частотности выступлений) со списочным составом и видами, формами участия каждого без исключения ребенка.
Дети подготовительной к школе группы участвуют в оформлении актового зала и игровых площадок, оформление после утренников рекомендуется разбирать не сразу, - детям необходимо еще время для закрепления положительных эмоций.
Костюмы к утреннику должны соответствовать росту и комплекции ребенка, тщательно подобранные, все детали надежно закреплены, чтобы во время утренника не создавалось непредвиденных ситуаций, суеты и беспорядка.
Отдельно проводятся групповые и индивидуальные консультации и беседы с родителями о невозможности и недопустимости организовывать селфи вовремя утренника, о психологической утомляемости, ранимости и эмоциональной неусточивости детей дошкольного возраста, легкой травмированности эмоционального восприятия, впечатлительности, поэтому недопустимости опозданий; произвольного фотографирования, выхода в зону активных действий детей. Для избегания неблагоприятных действий со стороны невменяемых родителей необходимо организовать назначение ответственных родителей, воспитателя и помощника воспитателя, которые будут следить за порядком со стороны взрослых.
Вместе с тем, в утреннике необходимо к концу сценария предусмотреть совместную игровую или хороводную, хоровую деятельность детей и родителей, для этого необходимо подготовить группу активных отзывчивых добродетельных родителей, которые легко идут на контакт и будут способствовать успешному гармоничному окончанию утренника своими непосредственными заинтересованными действиями.
Окончание утренника должно быть организованным. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие.