Анна Балдова
Требования к организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых важных условий организации детского экспериментирования является грамотная организация развивающей среды в дошкольном учреждении. Основным требованием, которое предъявляется к среде, является полноценное обеспечение развития активной самостоятельной деятельности детей.
В п. 3.3.4 ФГОС ДО выдвигаются определенные требования к предметной пространственной среде, включая и среду для детского экспериментирования:
– насыщенность среды группы должна соответствовать всем возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
Публикация «Требования к организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
– организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
– образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими).
Содержание предметно-пространственной среды по экспериментированию в дошкольном учреждении должно быть тщательно продумано, подобрано оборудование для исследовательской деятельности. В группе детского сада создается мини-лаборатория, в которую входят объекты для исследования, символический материал, измерительные приборы, альбомы, где фиксируются результаты наблюдений и исследований.
К объектам для практического исследования относятся материалы для сенсорного развития, действуя с которыми дети познают свойства предметов. К ним относятся: природные материалы (камни, земля, песок и др., бросовый материал (кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки различных тканей, пробки и др., красители (акварельные краски, другие безопасные красители).
Образно-символические материалы: наглядные пособия, демонстрирующие детям окружающий мир (серии картинок, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии).
К измерительным инструментам относятся приборы-помощники: микроскоп, чашечные весы, мерные ложки, песочные часы, компас, лупы.
Кроме этого, в опытно-экспериментальной деятельности используются и дополнительные материалы: прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма, пластиковые бутылки, стаканы, ковши, воронки, пипетки, пробирки, шпатели, резиновые груши, зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, сахар, формочки, стеки, соломинки для коктейля, бусинки, пуговицы, клеёнчатые передники, полотенца, сито и многое другое.
Для полноценного развития исследовательских навыков все материалы должны находиться в свободном для экспериментирования и наблюдения доступе и в достаточном количестве. Очень важно, чтобы каждый ребенок мог получить всю информацию об объекте с помощью своих органов чувств. Для этого необходимо учитывать, сколько детей будет участвовать в эксперименте, как их расположить. Эксперименты можно проводить как индивидуально (с 1-4 детьми, так и группой (с 5-10 детьми).
Чтобы процесс детского экспериментирования проходил более продуктивно, необходимо разделить детский коллектив на подгруппы (по 3-4 человека). Именно таким образом, сможет максимально проявиться заинтересованность каждого ребенка в поиске решения проблемы и будет развиваться самостоятельность.
Главное требование к развивающей среде по опытно-экспериментальной деятельности это ее безопасность. Огромное значение имеет безопасное состояние оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения. Нельзя допускать проведение опытов, которые могут нанести вред и опасность для здоровья и жизни ребёнка. Поэтому важно научить детей технике безопасности, закреплять правила поведения при проведении эксперимента.
К содержанию опытно-экспериментальной деятельности также предъявляются определенные требования. Организация детского экспериментирования требует учета особенностей психического развития, индивидуальных особенностей и определенного уровня готовности детей. Эксперименты должны опираться на конкретные представления, знания детей о тех предметах или явлениях, которые они будут исследовать.
Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников требует четкого соблюдения структуры организации опыта:
1. Предварительная работа: первоначальное знакомство с изучаемыми объектами, их свойствами.
2. Подготовка к эксперименту: выбор объекта, оборудования, материалов.
3. Мотивационный компонент.
4. Формулирование проблемы (постановка цели, задач опыта).
5. Выдвижение гипотез (отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми).
6. Проведение инструктажа по технике безопасности.
7. Организация эксперимента:
- объяснение и показ хода опыта (эксперимента);
- проведение опыта.
8. Формулирование выводов. Если предположение не подтвердилось, то возникновение новой гипотезы, проверка, формулирование новых выводов.
9. Обсуждение результатов. При длительном опыте - фиксация результатов (рисунки, таблицы, схемы).
10. Организация выставки с наглядным материалом, сопровождающим опытническую деятельность.
Таким образом, эффективность опытно-экспериментальной деятельности зависит от соблюдения определенных требований к организации детского экспериментирования: требования к развивающей среде, к содержанию и организации опытов и экспериментов (время и место проведения, количество детей, которые могут в нём участвовать одновременно, требования к соблюдению структуры опыта.