Ольга Викторовна Гагаева
Требования к музыкальному репертуару дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Летние размышления)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Лето – прекрасная пора немного отдохнуть в отпуске от педагогической нагрузки, подумать над планами на следующий учебный год и поразмышлять по следующему поводу.
Мой стаж работы в должности музыкального руководителя 21 год, а общий педагогический стаж – 28 лет. И всё чаще, в последнее время, я слышу от коллег и даже руководителей ДОУ: «А вам, Ольга Викторовна, не надоело разучивать одни и те же песни из года в год? Ну, сколько же можно петь «Пирожки» А. Филиппенко, эту песню пели ещё наши дедушки и бабушки! Нужно больше разучивать современных детских песен!» И это при том, что я стараюсь разнообразить песенный репертуар, использовать в работе не только песни Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, Т. Попатенко, но и авторские песни своих коллег из журналов «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик», а также песни современных детских композиторов из Интернета.
Публикация «Требования к музыкальному репертуару дошкольников» размещена в разделах
Согласитесь, обидно слышать такое, да тем более от коллег. Ведь никто не предлагает вместо русских народных сказок, стихов А. С. Пушкина и других классиков, разучивать с детьми рассказы и стихи из детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» и т. д. А вот детский песенный репертуар критикуют все кому не лень.
Да, есть действительно интересные детские песни современных композиторов, но никто ещё не сочинил лучше «В лесу родилась ёлочка» В. Бекман или «Бравые солдаты» А. Филиппенко. Эти песни пели, с удовольствием поют и будут петь наши дети и внуки. В моей практике я разучивала с детьми старше-подготовительной группы к празднику Дня Победы песню Александра Ермолова «Прадедушка». Это замечательная патриотическая детская песня великолепно звучит в грамзаписи. Но в процессе разучивания, я столкнулась с трудностью запоминания детьми текста, хотя ребята в этой группе были очень смышленые и сообразительные, прекрасно запоминали стихи и размышляли на свободные темы. Так и пришлось исполнять эту песню с солистами, а остальные подпевали припев.
Заинтересовавшись этой темой, я начала искать в Интернете и в печатной литературе, что по этому поводу думают люди, которые профессионально занимаются данными вопросами. И я нашла размышления на эту тему Анны Иосифовны Бурениной, заведующей кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО, главного редактора журнала «Музыкальная Палитра», в которых нашла ответы на все свои вопросы.
Ни у кого не вызывает сомнения, что репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей - это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников. Поэтому репертуар должны отвечать следующим требованиям: соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать высоким стандартам вкуса, стиля, художественности.
Другими словами, «репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели, которые зарекомендовали себя в деятельной педагогической практике одновременно как эффективный методический и художественный материал. Никакие доводы других участников педагогического процесса в детском саду, типа «это старая песня, сколько её можно петь», «этот танец уже надоел нам за 5 лет» могут даже не рассматриваться, если выбранный музыкальным руководителем репертуар является детской классикой. Классику можно петь и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах, аналогично тому, как учат 1+1 в первом классе много веков подряд и читают детям сказки А. С. Пушкина…К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеевой, А. Герчик.»
Я с удивлением узнала, что оказывается музыкальному руководителю нет необходимости разучивать к каждому празднику 3-4 песни: достаточно двух. Более того, одна из этих двух песен должна быть повторением прошлогодней, которую дети будут петь, как знакомую и любимую, потому что им это будет легко и приятно! То же самое относится и к танцевально-двигательному репертуару: танец или игра могут быть повторены с некоторым усложнением, например, другим переходом или перестроением. Музыка, под которую в средней группе дети двигались с легкостью, может стать основой для шумового оркестра и т. д.
«Музыкальный руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном. Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.
Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов!
Тем более, музыкальный руководитель должен твердо стоять на пути проникновения в дошкольный репертуар современных шлягеров, особенно взрослых и разнообразной «попсы»».
В этом году прошел замечательный конкурс вокалистов «Голос. Дети». Мы увидели сколько у нас талантливых детей, ещё «маленьких, но уже настоящих артистов», прекрасно владеющих своим голосом и уже имеющим вокальные навыки. Но что мне не совсем понравилось, так это исполнение детьми «взрослого репертуара». Было немного не по себе слушать победительницу конкурса Алису Кажикину - десятилетняя девочка пела в финале песню о переживаниях, свойственных более взрослому человеку. Хотя никто не будет отрицать, что девочка очень талантливая и у неё большое вокальное будущее.
«В современном мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная, ценность которой общемировая – её произведения возвышаются как горные вершины над миром людей, есть примитивная, однодневно-конъюнктурная – она исчезает раньше, чем её успеваешь заметить. Есть же музыка высоко духовная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней должен прикоснуться на ранней стадии развития, так как она – залог его будущего музыкального развития.
Ребёнок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с высоко духовной детской музыкой, вряд ли подойдёт в своём развитии к потребности общаться с хорошей музыкой, в том числе и с классикой.
Его художественным горизонтом в результате примитивной репертуарной политики музыкального руководителя, может навсегда остаться «Ксюша, юбочка их плюша!»»
Мне так понравились некоторые высказывания Анны Иосифовны Бурениной, что я привела их цитатами. Вот только хотелось бы, чтобы наши коллеги внимательно прочитали и согласились с правильностью этих утверждений. Ведь у нас с вами одна цель: вырастить наших детей достойными людьми и всесторонне развитыми личностями.
А что вы думаете об этом, уважаемые коллеги!