татьяна рыкунова
Трансляция эффективных практик «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Трансляция эффективных практик
Т. В. Рыкунова
МАОУ СОШ №16, им В. П. Неймышева,
структурное подразделение детский сад.
г. Тобольска, Тюменской области
Трансляция эффективных практик
«Умные пальчики»
«Мозг хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный»
М. Монтень
Темочки:
Ребенок растет и воспитывается в мире, который постоянно обновляется, изменяется и движется, огромный поток информации идет на него сверху, словно лавина. В связи с этим маленькому человеку необходимо видеть и знать свои цели, проявлять инициативу и учится проектировать. И нам, воспитателям, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.
В наше активное и цифровое время дети сами могут получить любую информацию из разнообразных источников, поэтому современным воспитателям нужно идти в ногу со временем, обновлять и расширять свои знания. Также в нашей стране изменились требования, предъявляемые людям, детям, которые диктуют свои качества личности: самостоятельность, ответственность за свое дело, обеспечение себя и других, поэтому и воспитатель должен в первую очередь выступать как координатор и организатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. В чем же тогда состоит главная задача современного воспитателя? Ответ прост - найти главное, весомое и актуальное именно здесь и сейчас, для каждого ребёнка!
Современный ребё нок: это представитель нового поколения и его практически невозможно заставить что-то сделать. Выход один: договариваться и заинтересовывать. Следовательно, нужно выбирать такие технологии, которые давали бы возможность, это осуществить. В своей профессиональной деятельности я владею этими технологиями и стараюсь использовать их как можно чаще. Но так как главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья, то более подробно я остановлюсь на кинезиологических методах работы с детьми дошкольного возраста.
Положительное воздействие на здоровье детей разнообразных оздоровительных мероприятий, определяется грамотной «встроенностью» в общую систему образования, направленную на их здоровье. А здоровье сберегающие технологии в свою очередь направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.
Одним из новых подходов, или хорошо забытом старом, относящимся к здоровье сберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».
Всестороннее развитие ребёнка зависит от многих факторов. Важнейшим условием всестороннего и полноценного развития детей является хорошая речь.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. От правильной речи ребёнка зависит возможность познания им окружающего мира, содержательное взаимодействие со сверстниками, а также его активное психическое развитие. Но, к сожалению, специалисты отмечают, что за последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией.
Сейчас уже никто неудивляется видя маленького ребёнка с гаджетом в руках. Он ещё не умеет правильно говорить, но может легко найти свой любимый мультик и продолжительное время наблюдать за действиями экранного героя. Все согласятся с тем, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Но! Главным условием для закрепления мысли необходимо движение. Есть такое выражение: "Наш мозг находится на кончиках пальчиков наших рук". Уровень развития речи детей также напрямую зависит от сформированности мелкой моторики рук. Кинезиологические упражнения способствуют психомоторному развитию детей и основаны на двигательных методах.
Мною разработана программа с использованием кинезиологических упражнений «Здоровье на кончиках пальцев рук».
Цель программы: Активизация различных отделов коры головного мозга, синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия и улучшение мыслительной деятельности.
Задачи программы:
- Оптимизация деятельности мозга.
- Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Развитие памяти, внимания, мышления; развитие речи.
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
Кинезиологические упражнения, используемые мной во всех видах деятельности, помогают синхронизировать работу полушарий головного мозга детей, развивать их мыслительную и творческую деятельность, улучшать память и внимание. Кинезиологические упражнения также способствуют повышению стрессоустойчивости организма детей, предупреждают возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус, укрепляют психофизиологическое здоровье детей, а в целом обеспечивают полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Кроме этого, кинезиологические упражнения не только развивают детей, но и интересны им, доставляют массу удовольствий, улыбок и позитива!
В ходе систематических занятий по кинезиологической программе у ребёнка легко корректируются речевые нарушения, они начинают осознанно управлять своими эмоциями. Такие упражнения позволяют не только выявить скрытые способности ребёнка, но и расширить границы возможности деятельности его головного мозга. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что ожидаемый результат у детей по методу кинезиологии, это:
• хорошо развитые мелкая моторика и тонко организованные движения,
• высокий уровень психологической готовности к школе,
• адекватная самооценка,
• достаточный уровень самоконтроля и произвольного поведения.
Я считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает мой труд, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками.
Список используемой литературы:
1. Карла Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999г. «Восхождение».
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М: Просвещение, 2008.
3. Нестерюк Т., Школа А. Гимнастика маленьких волшебников. - М. : «ДТД» 1991г.
4. Сиротюк А. Л Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. :ТЦ Сфера, 2002
5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М. :ТЦ Сфера, 2003