Людмила Ваганова
Традиционные и народные праздники как средство развития духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь, потому что это
подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с познанием первых
и важнейших истин. В детстве человек
должен пройти эмоциональную школу –
школу воспитания добрых чувств».
Сухомлинский В. А.
Аннотация. В данной статье описывается приобщение детей к духовно-нравственным ценностям при помощи традиционных и народных праздников в детском саду. Поставлены цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, особенности и условия их реализации в современной педагогической деятельности.
Публикация «Традиционные и народные праздники как средство развития духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиционные и народные праздники, история праздников,
Российская Федерация сейчас переживает сложный исторический период. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Актуальность.
• Указ Президента РФ от 09.11.2022 г № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Цели и задачи «Основ…» :
в). Формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей»
п. 10. «Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодёжью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений…».
• ФГОС ДО (Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 №1155)
«…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
• ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028) :
«…приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.»
Духовно-нравственное воспитание ребёнка - это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей : человек, личность, любовь, семья, Родина и внутреннее их переживание как своих собственных.
Поэтому задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы дать первоначальные понятия таких ценностей как доброта, справедливость, ответственность, чувство сострадания, дружба и т. д.
Цель нашей работы: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям при помощи традиционных и народных праздников в детском саду.
Задачи:
• Создание оптимальных условий для занятий с детьми: сценарии, декорации, костюмы и т. д.
• Выстраивание системы проведения традиционных и народных праздников (обсуждения сценария, выбор ведущего и подбор музыки, изготовление декораций и т. д.)
• Приобщение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.
• Дать первоначальные понятия таких ценностей как доброта, справедливость, ответственность, чувство сострадания, дружба и т. д.
Традиционные и народные праздники нашего детского сада:
«Праздник осени», «День добра и уважения», «День отца в России», «День народного единства», «День матери», «Новый год», «Рождество», «23 Февраля», «Масленица», «8 Марта», «Пасха», «День Победы», «Здравствуй, лето!» или «День защиты детей», «День России», «День рождения детского сада», «День семьи, любви и верности».
Праздники в детском саду начинаются с осени.
При подготовке к празднику «День добра и уважения» мы с детьми готовим поздравительные открытки бабушкам и дедушкам, совместно с родителями оформляем стенгазеты с фотографиями бабушек, дедушек и внуков. В среднем и старшем дошкольном возрасте мы устраиваем совместные развлечения для детей и их бабушек-дедушек, а также приглашаем на наши праздники ветеранов детского сада. Это способствует воспитанию любви, уважения, проявлению заботы к старшему поколению.
Праздник «День отца в России» довольно молодой, ему всего 3 года. В этом году в младших группах проводились тематические беседы, в подготовительной группе прошло развлечение с участием пап детей «Как дядя Фёдор папу поздравлял». Ребята приготовили подарки для своих пап, педагоги оформили стенгазеты «Мой любимый папочка». Это формирует у детей духовно-нравственные ценности путем воспитания чувства гордости за своих отцов и уважения к ним, повышение положительной роли отца в семье, развивает взаимоотношения отцов и детей посредством включения в совестную деятельность.
«День народного единства» - особый праздник в истории нашей страны. В старших группах нашего детского сада проводились развлечения «Мы одна семья», «Путешествие по России», «День народного единства». Дети с педагогами знакомились с историей праздника, традициями и играми народов нашей страны, разучивали песни, танцы и стихи о России. Родители приготовили традиционные национальные блюда народов, чьи представители посещают наш детский сад: чак-чак, блины, эчпочмак. Такие праздники способствуют большей сплоченности детей, родителей, детского сада независимо от национальной и религиозной принадлежности.
«Новый год». В каждой возрастной группе этот праздник проводится по-разному. Задача детского сада – формирование нравственных представлений о добре и зле через путешествие в мир новогодней сказки, в которой четко прослеживается грань между хорошим и плохим. Подготовка к новому году очень большая: разучивание стихов, песен, танцев. Дети являются героями представления, разучивают свои роли, вместе с родителями готовят костюмы. Для украшения группы и елки мы все вместе изготавливаем игрушки и новогодние композиции. И это не просто совместные действия, это залог крепкой дружной семьи, добросовестного отношения к своим обязанностям и воспитание ответственности.
Народные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» - ежегодно проводятся в нашем детском саду для всех возрастных групп. Старшие дети знакомятся с историей возникновения праздников, обрядами и обычаями каждого праздника, народными играми, песнями, традиционными для данного праздника, разучивают роли вместе с педагогами, показывают и рассказывают обо всем этом малышам. Такие праздники развивают ценностное отношение к родной культуре, прививают интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщают к истокам духовной культуры.
«День Победы». К этому празднику идет особая подготовка: педагоги со старшими дошкольниками посещают памятник у школы с возложением цветов. Педагоги знакомят детей с историей праздника. Вместе с ребятами оформляются тематические стенды в групповых. В нашей группе была оформлена Доска Памяти «Они сражались за Родину» и «Они ковали Победу в тылу». Совместно с родителями были собраны фотографии старших родственников, которые воевал или трудились в тылу во время ВОв, краткая история каждого героя былых времен. Старшие дети сами рассказывают своим товарищам о герое своей семьи. Воспитатели и педагоги так же приносят фото своих близких для оформления стенда. Для сотрудников детского сада, представителей совета ветеранов поселка мы проводили концертную программу и фестиваль-конкурс «Кто сказал, что нету места песне на войне». Такие мероприятия расширяют и уточняют знания детей о 9 мая, воспитывают чувство патриотизма, уважения к памяти воинов-победителей и к истории своего народа, своей семьи, дает ощущение радостной гордости, сопричастности, чувство принадлежности к большой семье и к тому народу, который когда-то одолел врагов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста – сложный педагогический процесс. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Через знакомство с историей возникновения традиционных и народных праздников, происходит усвоение детьми истоков русской культуры и способствует воспитанию духовно-нравственных чувств.