Лучший педагог года

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи

Ирина Лоскутова
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи

«Пальцы помогают говорить»

М. Монтессори

Я хочу представить статью из опыта работы по традиционным и инновационным технологиям в развитии мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Ученым и педагогам хорошо известно, что если ребенок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому перед учителем-логопедом стоит непростая задача – развить артикуляцию, оказать воздействие на мелкую моторику ребенка, поработать над всеми речевыми компонентами. Технологии, представленные в данной методической разработке Акименко В. М., Светловой И. и Пак Чжэ Ву направлены именно на решение этих задач.

Публикация «Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Последнее время число дошкольников с нарушениями речи растет и по данным исследователей Бачиной О. Н, Колягиной С. С, Степановой М. А составляет на настоящий момент от 60 до 80 процентов. Все эти нарушения, если их во время не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т. е. ведут к возникновению закомплексованности.

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик логопедической работы, коррекции речи не утратили своей актуальности. Анализируя речь детей в нашем детском саду, я в очередной раз убедилась в существовании данной проблемы.

Использование традиционных и инновационных технологий развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений дошкольников происходило в несколько этапов: теоретический, практический и обобщающий.

На первом, теоретическом этапе работы я изучала методическую литературу. Разработки Большакова С. Е, Воробьева Т. А, Крупенчук О. И.

На основе анализа образовательных программ я сделала вывод о том, что не достаточно рекомендаций по систематическому использованию мелкой моторики. Что бы систематизировать работу, я составила свой перспективный план работы по мелкой моторике с использованием инновационных технологий.

На втором этапе работы, я помимо традиционных технологий развития мелкой моторики, включила инновационные технологии.

Программа детского сада предполагает речевое развитие дошкольников в различных направлениях:

- обогащение активного словаря ;

- развитие связной речи;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие звуковой культуры речи

- знакомство с книжной культурой;

- развитие фонематического слуха;

- развитие речевого творчества.

В соответствии с требованиями программы ДОУ мною созданы необходимые условия, как для решения задач Программы, так и для коррекционной работы, которая направлена на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Это соответствующая предметно-развивающая среда, дидактический материал. При ее создании, я руководствовалась принципами:

-полуфункциональность;

-трансформируемость;

-вариантивность;

- доступность и индивидуальность;

- учет возрастных особенностей;

- взаимодействия усилий ближайшего социального окружения.

Стараюсь творчески строить свою работу с детьми, применяя известные методики в соответствии с индивидуальными особенностями детей, где предполагаются одновременные воздействия на сенсорную, волевую сферу детей.

В зависимости от цели, путей ее достижения, возможностей детей, коррекционно-обучающей программы, места в системе занятий, я выбираю методы воздействия. Критериями комбинирования методов и приемов обучения детей на занятии выступает смена видов деятельности и попеременные включения различных анализаторов слухового, зрительного, двигательного, тактильного. Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на занятиях для детей старшего дошкольного возраста, я опиралась на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением, и нетрадиционных авторских технологий (сопряженная гимнастика, Су-Джок терапия).

Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны мной по лексическим темам, согласно перспективному плану, рабочей программе, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Одним из эффективных приемов, используемых мной, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а так же, эмоционально-волевой сфере ребенка, является технология Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. При работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поскольку все тело человека проецируется на кисть, а также на каждый палец кисти, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей. Эту уникальную возможность я адаптировала в работе с дошкольниками на занятиях. Для чего использовала два раздела Су-Джок терапии: ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.

Главным достоинством Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, универсальность и доступность метода.

В своей практике я применяю Су Джок массажеры в виде массажных шариков работы с эластичным кольцом: кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.

Методика работы по проведению профилактического ручного массажа пальцев и кистей массажным шариком: ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом подобранным мной в соответствии с лексической темой, изучаемой на НОД.

Еще одной новой технологией, которую я использовала, является технология сопряженной гимнастики. Разработана она на основе методических рекомендаций И. Г. Выготского и Н. В. Берковской, дополнена материалом из личного опыта. По мнению авторов, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения «проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребенка, положительному воздействию на эмоциональную сферу ребенка. Такую гимнастику я провожу, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

В процессе занятий пальчиковой гимнастикой, сопряженной гимнастикой, Су-Джок терапией наряду с развитием речи, формируются все психические процессы, развиваются положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, повышается мотивация к занятиям, что на мой взгляд является очень важным. Остальные упражнения, сидя на полу или на стульях, стоя в кругу, парами и т. д. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.

Опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал. Некоторые упражнения специально подобраны мною с одинаковыми текстами для того, чтобы не перегружать детей часто меняющимися стихами, что способствует лишнему запоминанию, дает возможность автоматизировать поставленные звуки на звуковом материале, позволяет сосредоточиться на качественном выполнении самомассажа.

Обобщающим этапом является работа с родителями. Выступление на родительском собрании это важный элемент общения с семьей, где закладывается основы сотрудничества и взаимопонимание. Я показываю и рассказываю о работе по мелкой моторике на консультациях с родителями, с помощью составления буклетов, информационных стендов, проведения мастер-классов. Родители посещают занятия, получают возможность следить за успехами своих детей.

Результатом исследования данных использования традиционных и инновационных технологий является в первую очередь показатель уровня развития речи воспитанников. Если грамматические категории, связная речь формируется у ребенка как в дошкольном, так и в школьном возрасте, то сензитивным периодом в коррекции звукопроизношении является именно дошкольный возраст. Звуковая культура речи большинства детей сформирована. Они правильно артикулируют все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи, четко дифференцируют все изученные звуки.

Литература:

Акименко В. М. Новые логопедические технологии : Учеб. -методичесое пособие. Ростов н/Д., 2015 г.

Горбунова И. В., Иваненко И. В. Су Джок массажеры в логопедической работе. Журнал логопед № - 2 2014г.

Климова Л. А. В гости к смешарикам. Занятие с использованием технологии су – Джок для детей 4-5 лет. Журнал логопед №6 2017г.

Крупенчу О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. М., 2017г.

Маликов А. И. Использование массажных мячей на логопедических занятиях. Журнал логопед №4 2016г.

Матвеева О. А. Логопед : пальчиковые дорожки. Журнал логопед №3 2014г

Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М., 2012 г.

Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: серия книг по Су Джок терпапии. М., 2009 г.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 22:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лоскутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД