Сагалакова Евгения Вячеславовна
Традиционные хакасские игры
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине большой начинается с любви к семье и к Родине малой. Поэтому особое значение в программе гражданско-патриотического воспитания в детском саду имеет раздел «Как жили люди в старину далёкую». Его содержание предполагает знакомство детей с традициями и укладом жизни в русских и хакасских семьях, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды национального жилища предков, с особенностями женской и мужской работы, национальной одежды и украшений, с народными ремеслами и фольклором, праздниками и обрядами. Это знакомство целесообразно осуществлять средствами народной игры, которая есть «уникальный феномен "общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры». Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений», которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.
Публикация «Традиционные хакасские игры» размещена в разделах
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.
Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эта игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединённые одним сюжетом, например, «зимние игры» – игры со снегом; снежки, строительство снежных крепостей, взятие их. Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и хакасских народных игр.
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Цель: охарактеризовать традиционную модель народной социализации у хакасов.
задачи:
-дать представление об обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей;
-проследить процессы интеграции детей в мир взрослых, приобщения ребенка к хозяйственной деятельности семьи и общины;
-и наконец, охарактеризовать игры и игрушки как один из важнейших элементов народной педагогики в духовном и интеллектуальном развитии ребенка.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положен принцип историзма. Изучение особенностей
воспитания детей у хакасов основано на изучении комплексов социальных явлений в составе единого целого - традиционной культуры.
Исследование циклов, связанных с рождением ребенка, выявил один важный аспект проблемы осознания рождения человека в традиционных представлениях хакасов. У хакасов акт зачатия и рождения ребенка выступает в контексте представлений о кут - Умай, определявших соблюдение традиционных обрядов, бытовых правил и предписаний родителям, лицам особых статусов (повитуха, старшее поколение и др.) Именно поэтому новорожденного ребенка в колыбельный период следует считать п. о возрасту утробно-младенческим, имевшим тесную связь с Умай и только ей особо охраняемый в свой самый не защищенный период жизни.
Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. Социализация детей осуществлялась усилиями и всей аальной общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников братьев и сестер, с которыми совместно выполнялись тот или иной вид работы, игры.
Обычаи и обряды хакасов, связанные с рождением ребенка, были направлены прежде всего на обеспечение здоровья ребенка, на его благополучие в дальнейшей жизни. Некоторые обряды, особенно связанные с последом и пуповиной, должны были обеспечить в дальнейшем рождение следующих детей. У хакасов существовало несколько приемов, в основном иррационального характера, для борьбы с бесплодие женщины и обеспечения легких родов.
Взросление человека проходило несколько этапов.
1. колыбельный, длится с утробного развития плода и примерно до трех лет. Для этого периода характерна незащищенность ребенка, его тесная связь с богиней Умай. Почти все время ребенок проводит колыбели. Проводятся первые обряды, вводящие его в мк людей - стрижка утробных волос, празднества, посвященнь некоторым событиям его жизни, наречение имени и др. Начинается приучивание ребенка к традиционной системе питани - соска в виде курдюка, прямой кишки. Следующий этап игровой (от 4-х до 6-7 лет). Почти все время ребенок проводит в играх, которые играют важную, транслирующую соци альные отношения роль. Интересно, что с этого возраста (3-4-х лет) хакасы выделяют в обращении к детям их половые признаки - "хыс" и "оолах" (девочка и мальчик).
2. -трудовое воспитание детей. Важным считалось физическое и психическое здоровье ребенка, усвоение и этических и нравственных норм поведения, знание о закона природы, фенологические знания и т. д. Передача и усвоение традиций происходило главным образом на уровне семейно родственного коллектива, хотя большое значение имела и аальная община. Воспитание происходило и при участии старших братьев и сестер, контролировали же воспитание родители. При этом уход за детьми, забота об их здо ровье, как правило лежали на плечах матери. В обучении трудовым навыкам существовало половое разделение, т. е матери (или старшие сестры) обучали девочек, а отцы (старшие братья) мальчиков.
3. И, наконец, последний этап это возраст "постан" (с 13-14 лет). Совершеннолетний ре бенок получал право на вступление в брак, полностью овладевал всеми трудовыми навыками, участвовал в ритуальной деятельности.
Хакасские игры и спортивные состязания.
1. Детские игры.
«Саргычах»
Зимой дети катались с горок на круглых льдинках, называемых по-хакасски «саргычах», а в языке местного русского населения «катушки». Делались они из замороженных коровьих «лепешек», слепленных в виде круглого корытца с прикрепленной веревкой. Согласно правилам, при спуске с горки надо было крутиться на катушке-саргычаке. Дети устраивали соревнование - кто проедет дальше. В связи с распространением христианства катание на катушках «саргычах» заканчивалось весной в конце Масленицы, когда их торжественно разбивали.
«Чылгаях»
Зимой дети устраивали катание на санках по льду. Для этого делали специальный каток «чылгаях». На льду реки вбивался столб, на который насаживали колесо телеги. К крутящему колесу привязывали жердь, а на другом ее конце прикрепляли санки (чазаф соорах). Дети крутили жердь с колесом и катались на санках вокруг столба на льду.
«Чуурана» (Чазынчах)
Детская игра «чуурана» или «чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.
Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.
Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня, кыргызов (жууран) и других народов.
«Киик-n pi»
Хакасская игра «киик-п рi» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пресечь волчью зону. Волка выбирают по считалке: «Пiр - пiт, iкi - iнее, ус - учургу, торт - тозек, пис - пизiк, алты - арrамчы», читi - чиле, сигiс - сине, тогыс - тонма, он - очых! На кого падало слово «очых», тот становился волком. Он должен был ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза оставалась в плену у волка. Нужно было поймать всех диких коз.
«Хозан орых» (Хулагас)
Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.
Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д - 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
«Ходыр iнек»
Детская игра «ходыр iнек» (паршивая корова) в долине р. Чулым называется «кок iнек» (сивая корова, а в долине р. Абакан «хоор торбах» (светлый теленок). Она полностью идентична русской игре «котел» и кыргызской «уйчу» (пастух) или «кок бука» (сивый бык).
В игре участвует 5-6 мальчишек. На земле чертится круг диаметром 5-б м. В центре выкапывается круглая лунка-загон для коровы (хазаа). Играют мячиком (тогым, скатанным из коровьей шерсти. У каждого играющего в руках посох (таях) длиной около метра. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый игрок выкапывает свою лунку (iн).
Сначала определяют, кто будет пастух (cypiгчi). Для этого каждый игрок кладет посох на носок ноги и бросает его вдаль. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки. Задача пастуха - загнать шелудивую корову (мячик) в хлев. Остальные участники игры отбивают мячик палками и не дают ему пройти в центр круга. Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Кроме того, правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом и игра продолжается.
Хакасская народная игра “Медведь и пень”
/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.
Хакасская народная игра “Спрячь рукавицу”.
Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:
Хакасская игра «Ала хуча» («Пестрый баран»)
Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»).
Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.
Якутская игра «Булчута» («Охотники»)
Игра проводится на местности с чётко обозначенными границами. Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» («булчут», например, на 20 участников 8 «охотников».
Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока – как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу не побывать в роли «охотника».
В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником».
Внимание! В течение игры запрещается выбегать за границы поля, ловить можно и «охотников».
Физкультминутка – хакасские народные игры.
– Жмурки (Метпечек)
Одному из игроков – метпечеку – завязывают глаза, остальные бегают вокруг него. Метпечек старается их поймать.
Пойманный игрок не должен вырываться. Он становится метпечеком.
– Спрячь колечко (Пурба чазырары)
Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо, и напевает:
Я иду по кругу, Мин парчам тегiлекче,
Всем кольцо кладу. Прайзына пурба салчам.
Держите руки крепко, Холларынны пик тудынар,
Будьте начеку. Сизiктiг полынар.
Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит:
"Пурба, пурба, сых кирлеске!” ("Колечко, колечко, выйди на крылечко!”) На этот зов тот, у кого кольцо, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед.
– Спрячь рукавицу (Мелей чазырары).
Игроки садятся тесным кругом. Водящий стоит в центре. По знаку руководителя сидящие быстро и незаметно для водящего передают за спиной рукавицу – мелей из рук в руки. Водящий должен угадать у кого она в данный момент, назвав по имени. Если угадает, они меняются местами. Если нет, то тот, у которого окажется рукавица к этому времени, на мгновение вытаскивает ее из-за спины и прячет ее обратно, произнося дразнилку: "Чых, чых, оркечек!” ("Чых, чых, суслик!”) По этому признаку водящий ищет дальше.