Александр Владимирович Гришин
Традиционная система специальных коррекционных образовательных учреждениях с различными стадиями девиаций
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно сложившаяся система предполагает обучение детей с
отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создающих благоприятные условия для развития и коррекции нарушений у детей данной категории. Но удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию "отрыва" ребенка от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие его коммуникативных навыков, социокультурной активности.
Публикация «Традиционная система специальных коррекционных образовательных учреждениях с различными стадиями девиаций» размещена в разделах
В этой связи педагогически перспективной и морально оправданной является интеграционная парадигма, предполагающая организацию единого образовательного пространства для детей с различными стадиями девиаций, создающая "социальную ситуацию развития" (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, более благоприятные условия интегрированного обучения, требующая от ребенка и его окружения значительных усилий, но предоставляющая большие возможности в самореализации. От решения проблемы интеграции во многом зависит судьба детей, которые смогут входить в жизнь полноправными членами общества, способными самостоятельно решать проблемы саморазвития, самосовершенствования.
Современное понимание целей, задач, приоритетных подходов к
специальному образованию и к проблеме интеграции определяет
необходимость переосмысления условий образования детей с отклонениями в развитии в российской провинции, особенно в сельской местности, а в этой связи - системы подготовки учителей начальной школы и учителей-предметников.
По данным Института коррекционной педагогики РАО, проводившего многочисленные исследования в области интегрированного обучения, известно, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения располагают школы комбинированного типа, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. Каждое подобное учреждение может специализироваться на интегрированном обучении детей с определенным отклонением в развитии. Педагогическая интеграция является стратегической линией развития специального образования. Сегодня нельзя уходить от пересмотра и переосмысления взаимоотношений общеобразовательного процесса и специального образования.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров, задействованных в организации и осуществлении интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается; индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения. Наиболее серьезной попыткой установить между этими факторами не просто статистические корреляции, а причинную связь является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств, в том числе лонгитюдным методом.