Филина Ольга Алексеевна
Традиционная празднично-игровая культура как средство организации досуга дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением проводить свой досуг интересно и содержательно является актуальной в настоящее время. Все культурно-досуговые программы нацелены на формирование у детей практических навыков поведения своего досуга и досуга сверстников.
Праздничная культура-одна из древнейших универсалей культуры. Она возникла на ранних этапах развития человечества и насчитывает 20-30 тысячелетий. Праздничная культура породила праздник. Сейчас традиционная праздничная культура существует в условиях, сформированных обществом сетевых культур.
Публикация «Традиционная празднично-игровая культура как средство организации досуга дошкольников» размещена в разделах
Сам институт праздника представляет собой «первичную форму человеческой культуры» (Бахтин М. М.). В. И. Даль дает определение слова «праздник», означающий - «не занятый», «пустой», «порожний». Авторы словарей русского языка Ожегов С. И. и Ушаков Д. Н. понимают шире, но и они связывают праздники с определенными днями.
Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениям. Традиция – это определенные общественные установленные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Праздник – это эмоциональный и радостный подъем, состояние души, вызванное переживанием какого-то значимого объекта. У каждого праздника есть свое время, идея, содержание.
Детские праздники – активная деятельность, заполняющая свободное время детей. Это часть образовательной культурно-просветительной программы. Это уникальный педагогический феномен в мире детства. Праздник – это уникальная форма памяти о человеческом опыте. Праздник не дает прерваться связующей нити поколений. Он помогает детям осознать принадлежность к истории, культуре, людям. Праздники расширяют кругозор, формируют нормы поведения ребенка, развивают его творческие способности. В любом празднике – богатейшие возможности для всестороннего развития ребенка.
Основой праздника является музыкальная деятельность. Это, как обычно, танцы и песни. Не менее важной на празднике считается и речевая деятельность. Ребенок должен говорить так, чтобы его поняли. Особую значимость в подготовке праздника имеет изобразительная деятельность. Развивается мелкая моторика. Активно используется общение, когда налаживаются: взаимопонимание и взаимодействие. Праздник – это душевный подъем.
Государственные праздники меняются с изменением истории. Государственные праздники – это «День Защитника Отечества», «Международный Женский День 8 Марта», «День Победы», «День России», «День Народного Единства». К государственным праздникам относится «День Города», когда дети принимают участие в праздничном концерте, танцуют, читают стихи на русском и мордовском языках. К государственным праздникам можно отнести и профессиональные праздники, например, «День Дошкольного Работника», во время которого дети чествуют всех дошкольных работников.
Христианские же праздники остаются неизменными, такие как «Рождество Христово», «святки», «Масленица», Пасха» и другие.
Важнейшая особенность праздника – это отсутствие жестких рамок. Гибкость и дифференцированный характер работы педагога, наличие спонтанности и импровизации имеет особое значение. Событийный подход требует от педагога профессиональных умений и навыков, умения наблюдать за деятельностью, поведением, взаимоотношениями детей, анализировать различные ситуации, интерпретировать полученные результаты.
В современной культуре существует много форм детских праздников : конкурсы, концерты, утренники, олимпиады, вечера.
Досуг – это одна из форм жизнедеятельности детей. Существует более 40 составляющих элементов досуга : кино, труд, книги, спорт, театр и другие.
Досуг делится на группы :
1. Восстановление сил ребенка – прогулки, забавы, игры, развлечения, спорт;
2. Повышение эрудиции – телевидение, посещение выставок, музеев, чтение.
3. Развитие духовных сил и способностей – трудовая, театральная, техническая, спортивная деятельности;
4. Потребность в общении – кружки, танцы, дискотеки;
5. Целенаправленная творческая учеба детей – конкурсы. Смотры, лагеря.
Традиционная праздничная культура играет роль центра формирования национальной (российской) идентичности при сохранении этнической памяти, что необходимо для строительства современной России.
Литература:
1. Лазарева Л. Н. «Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти», Челябинск, 2015.
2. Лазарева Л. Н. «История и теория праздников», Челябинск, 2010.
3. Шмаков С. А. «Уроки детского досуга», М, «Новая школа»,1992.
4. Зыкова М. Н. «Традиционные народные традиции в системе дополнительного образования», Калининград, 2018.