Наталья Антипина
Тренинг для педагогов «Толерантные отношения между педагогами и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантные отношения между педагогами и родителями
Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и родителей.
Вступление
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Мож-но продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени» и т. д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.
Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантные отношения между педагогами и родителями“» размещена в разделах
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. В нашем случае между родителями и педагогами.
Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале ка-кое-то время стоим на ступеньке, называемой «я», пытаемся понять - «кто такой "я"». За-тем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.
Самая высокая ступень жизненного пути - творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.
Групповая дискуссия “Толерантная личность.
Интолерантная личность. Границы толерантности”.
С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)
Упражнение “Цветок моей толерантности”.
Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.
Что мне помогает быть толерантным?
На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.
Далее листы передаются по кругу.
Игровое проектирование «Самопрезентация».
На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что тако-выми не являются. Необходимо выбрать качества, присущее вам.
Резюме. Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что при-знание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.
Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.
Толерантная среда Интолерантная среда
Умение внимательно слушать и слышать;
стремление разобраться; расспрашивание;
совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание
Действие по инструкции «Продолжи фразу».
Участники размышляют на тему «Со мною вот что происходит»
• Я грущу, когда….
• Мне весело, когда …
• Я обижаюсь, когда …
• Я злюсь, когда.
• Я радуюсь, когда.
• Мне не нравится, когда.
• Я теряюсь, когда …
• Я страдаю, когда …
• Я плачу, когда …
Резюме. Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.
Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация».
Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учи-тывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в непредосудительности своих действий.
Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальная!»
Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
Утром вы не успели накраситься. Знакомые не могут понять, что с вами, может быть, вы заболели или у вас горе? Но в любом случае, они думают: «Да, не красавица!»
В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро - хмурым, настроение - унылым, глаза - мокрыми, дела - заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.
Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
Вы поругались с любимым человеком.
Вы опоздали на электричку.
Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.
Вы сломали ногу.
Вас вызвали в школу.
У вас обокрали квартиру.
У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.
Резюме.
Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное - неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
Интерактивная сторона общения педагогов с родителями.
Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.
Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родите-лями связаны с обменом между воспитывающими взрослыми информацией о ребенке.
На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как по-ступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.
Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на осно-вании чего реализуется единое педагогическое воздействие.
ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ :
• поличное обращение,
• торопливость в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления,
• пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.
Справиться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию педагогу поможет следующее упражнение.
Упражнение «Перед сложным разговором»
В ситуации, обозначенной в названии упражнения, необходимо, пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до семи) повторить текст формулы: «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
Учимся слушать родителя
Слушание может быть пассивным и активным (понимающим).
Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?»)
При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил.
1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.
2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник.
3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас».
Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.
Приёмы общения
1. Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель пони-мает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете.», «У меня такое ощущение, что вы чем-то.», «Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.
2. Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники ре-шают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга.
3. Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то.», «Другими словами, вы считаете.» и т. п.
4. Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное.», «Итак, вы предлагаете.», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами.»
Учимся разрешать конфликты с родителями.
Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует.
Навыки положительного общения с родителями
• Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
• Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
• Используем индивидуальные формы направления информации семьям и по-лучения сведений от них.
• Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними ши-рокий спектр тем, касающихся их ребенка.
• Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной програм-мы, спрашиваем, чего хотят они.
• Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
Алгоритмом разрешения конфликта.
1. Выслушайте собеседника, не перебивая его.
2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — «отражения чувств собеседника».
3. Установите границы допустимого: «Я готов (а) вас выслушать, но слушать брань не буду».
4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке».
5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего».
6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т. е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования, например: «Таким образом, главное. Если теперь подытожить сказанное вами, то.». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя.
7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: «Вы согласны с?.»
8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: «Итак, мы пришли к тому, что.».
9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите роди-теля дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон.
10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять.
Упражнение «Мой враг, мой друг»
Упражнение помогает изменить взгляд на другого человека, с которым у вас напряженные отношения. Представьте себе своего обидчика. Возьмите лист бумаги и по-пытайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности.
Прочитайте то, что написали. Если вы отметили отрицательные внешние данные этого человека, вычеркните их. Затем опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.
Далее опишите взаимодействие с этим человеком, опять опираясь на позитивные моменты в его поведении. Затем попробуйте проанализировать свои действия. Вы почувствуете изменения к лучшему в отношении к этому человеку. Это поможет выстроить конструктивную линию поведения.
Приложение 1
Толерантная среда Интолерантная среда
Умение внимательно слушать и слышать;
стремление разобраться;
расспрашивание;
совет;
предложение;
похвала;
согласие;
подбадривание;
благожелательность;
утешение;
уважение;
эмпатия;
поддержка;
неумение слушать друг друга;
перебивание;
нетерпение;
игнорирование;
отстранение;
обзывание;
обвинение;
упреки;
осуждение;
критика;
проповедь;
угрозы;
приказ;
указание
Приложение 2
«Со мною вот что происходит»
• Я грущу, когда…
• Мне весело, когда …
• Я обижаюсь, когда …
• Я злюсь, когда….
• Я радуюсь, когда….
• Мне не нравится, когда…
• Я теряюсь, когда …
• Я страдаю, когда …
• Я плачу, когда …