Карина Буракова
Типы тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.
Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей – меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива. Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне.
Публикация «Типы тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки – боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.
Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил всплеск эмоций.
Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.
Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.
Детская тревожность выражается в повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны взрослых и сверстников.
Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Если вы наблюдаете у ребенка напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, то есть повод предполагать, что его спутником стала тревожность. Также признаками тревожности являются учащенное сердцебиение, дыхание, возрастание общей возбудимости, снижение порогов чувствительности, поднятие температуры и др.
В моменты тревожности ребенок переживает чувства неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.