Баян Мажинова
Типовая модель экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического создания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитатели, родители их воспитывающих).
Публикация «Типовая модель экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Содержание экологического воспитания – новый взгляд на традиционное ознакомление с природой, новая миропонимание, построение на усвоении Космического Закона, предназначенного для Земли: все живое на планете находится в неразрывной связи с средой своего обитания. Этот Закон в разной степени относится к растениям, животным, людям, их сообществам. Закона не могут избежать ни отдельно взятый человек, ни человечество в целом. Следовательно, его надо знать, по нему надо жить – значит, воспитывать детей так, чтобы они прониклись его пониманием.
Формы и методы работы с детьми, обозначенные в типовой модели, обеспечивают реализацию содержания экологического воспитания и достижение его цели. Методы, как и содержание, являются новыми, хотя и строятся на традиционных видах деятельности: на наблюдении, труде и природе, игре, моделировании, речевой деятельности. Методы позволяют показать детям взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ребенка с природой ближайшего окружения.
Ведущим является метод создания и поддержания экологически необходимых условий для живых существ, находящихся в пространстве жизнедеятельности детей.
Создание обогащенной эколого-развивающей среды в детском саду рассматривается как метод экологического воспитания, ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослый всем своим поведением: искренним вниманием, словами, чувствами – демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с природой, обучает пониманию взаимосвязи растений, животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, сопереживание, любовь к живому.
Все другие методы экологического воспитания реализуют иные виды деятельностей, но в центре их остается та же идея приспособительного взаимодействия организма со средой.
Главная форма познавательной деятельности в экологическом воспитании - наблюдение – также дает выход в духовную сферу ребенка. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни (аналогические естественной среде) для животных и растений, проживающих в ДОУ, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспособленное к сезону.
На развитие потенциальной духовности дошкольников больше влияние оказывают примеры духовного становления знаменитых писателей (занятие, посвященное Е. Чарушину в средней группе, празднование дня рождения В. Биянки в старшей группе; их творчество выросло из глубин познания природы и любви в ней).
В заключении хотелось бы подчеркнуть: развитие духовной сферы посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду.