Ирина Земскова
Типичные ошибки в работе над развитием певческих навыков детей дошкольного возраста. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, обладает большим эмоциональным воздействием на детей, так как в нём сочетаются слово и музыка. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста [3, с. 109].
Многие родители не заинтересованно относятся к перспективе обучения детей пению, объясняя свою позицию отсутствием слуха у детей.
Публикация «Типичные ошибки в работе над развитием певческих навыков детей дошкольного возраста, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от слабого до абсолютного; в-третьих, музыкальный слух поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать [2, с. 22].
Правильное пение с детства развивает музыкальный слух и певческий голос, оно тесно связано с общим развитием ребёнка. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Человек, регулярно занимающийся пением, укрепляет своё физическое и психическое здоровье, звучание его
голоса - показатель его здоровья [2, с. 23].
Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, поэтому важно петь в чистом, проветриваемом помещении, летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки, в процессе пения воспитываются воля, организованность, выдержка.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка [1, с. 97]. В работе с детьми дошкольного возраста нужно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки. Все знают, что детские голосовые связки короткие и тонкие, звук слабый, но усиливается резонаторами: верхним головным (полости носа, рта и глотки) и нижним грудным (трахея, бронхи, грудная
клетка). У детей преобладают головные резонаторы, которые придают различную окраску голосу. При форсировании звука, напряжение ведёт к потере лёгкости звучания, голос приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Поэтому во время разучивания песен необходимо использовать игру одной лишь мелодии на инструменте, а не всего аккомпанемента. Нельзя требовать, чтобы ребёнок пел громче, так как при этом он вытягивает шею, гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, находящиеся в голосовых связках могут даже лопнуть, это ведёт к длительной хрипоте. Громкий разговор, крик, громкое пение не только портит голосовые
связки, но и снижает слух.
Для освобождения мышц шеи перед пением можно выполнять упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы вперёд, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», так как она сужает гортань.
Высота тона, динамика звука определяются работой двух групп мышц :
– вокальных (голосовых, сокращающих голосовые связки;
– передних, натягивающих голосовые связки.
Установка высоких звуков происходит при участии обеих групп мышц, при использовании грудного регистра происходит сокращение вокальных мышц, голосовые связки вибрируют. Голосовая щель полностью закрывается, т. е. голосовые связки примыкают друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Это говорит о том, что тесситура не должна быть низкой, музыкальный репертуар должен соответствовать детским возможностям, нельзя поощрять пение детьми взрослых песен. Большая сила звука вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц, это ведёт к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость.
Первоочередной задачей музыкального руководителя является охрана голоса ребёнка, его слуха, создание спокойной обстановки при обучении. Важно, чтобы ребёнок в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом [1, с. 99-101].
Для работы над певческими навыками с детьми дошкольного возраста необходимо вести работу над певческой установкой.
Что это такое? Это правильное положение корпуса певца при пении, от которого зависит качество звука и дыхания.
Какова же певческая установка? Сидя – сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, ноги под прямым углом к полу, руки лежат свободно между животом и коленями, голова прямо, не вытягивать шею, не напрягаться, рот раскрывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание «белого» звука, нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги; стоя – голова прямо, руки опущены [1, с. 102-103].
В детском саду мы обучаем детей простейшим певческим навыкам : правильному звукообразованию, дыханию, хорошей дикции, чистоте интонации, ансамблю. Остановимся на каждом отдельно.
Звукообразование – способ извлечения звука. Главная ошибка при обучении детей пению – дети поют крикливо, отрывисто.
Дети должны петь естественным светлым звуком, без крика и напряжения. Крикливость возникает при неправильном разучивании песен, нельзя разучивать под аккомпанемент, аккомпанемент не должен звуком перекрывать детские голоса. Звукообразование должно быть протяжным, напевным. С младшего возраста надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз, делать упражнения по протяжному пропеванию музыкальных фраз.
Певческое дыхание – источник энергии для возникновения звука.
Мы пользуемся при пении смешанным дыханием. Музыкальный руководитель должен показать детям, как надо петь правильно (плечи не поднимать, вдох через нос, бесшумно, затем идёт задержка дыхания – смыкание голосовых связок, плавный выдох). Для выработки правильного дыхания музыкальный руководитель должен вести работу по активизации внимания детей к дирижёрскому жесту [4, с. 109-110].
Атака звука – степень включения голосовых связок в работу в начале пения. Есть несколько видов атак – твёрдая, мягкая, придыхательная. Для детского пения громкий звук нетипичен, неумелое пользование твёрдой атакой ведёт к крикливости, но, в то же время, твёрдая атака активизирует процесс голосообразования.
В начале занятий мягкая атака, в силу своей трудности, приводит к вялому пению, поэтому твёрдая атака здесь полезна. Значит, нужно разумно использовать употребление обоих способов начального звукообразования. Придыхательная атака – неполное смыкание голосовых связок – утечка воздуха, подъезды в пении, ею пользоваться не рекомендуется. После приобретения основных певческих навыков целесообразно пользоваться мягкой атакой [4, с. 114-115].
Артикуляция и дикция – это правильность и ясность произношения слов. Певческий гласный звук более полётный, звонкий, округлый и бархатистый. Гласные способствуют процессу пения, но для ясности произношения слов имеют второстепенное значение. Разборчивость слов зависит от чёткости согласных. У многих детей артикуляционный аппарат неэластичен: челюсть малоподвижна, язык и губы вялы, рот дети открывают неправильно, лицевые мускулы напряжены. Для освобождения артикуляционного аппарата можно использовать пальчиковую гимнастику, логоритмические упражнения, артикуляционную гимнастику [4, c. 115].
Чистота интонации - интонационно точное воспроизведение мелодии. Большое значение имеет правильное дыхание, умение различать и воспроизводить звуки разной высоты. Причин фальшивого пения может быть несколько: болезни голосового аппарата, плохой слух после инфекционных заболеваний, застенчивость, неустойчивое внимание.
Ансамбль – чистое, согласованное пение в унисон – необходимо приучать детей слушать себя и других, следить, чтобы их голос не выделялся. Детей поющих плохо нужно садить рядом с хорошо поющими детьми. Приучать к дирижёрскому жесту [1, c. 106-108].
Работа над певческими навыками ведётся одновременно, так как они тесно связаны между собой.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Поэтому так важно создание ряда педагогических условий, которые влияют на эффективность развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Первое педагогическое условие – учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
Второе педагогическое условие – разработка содержания работы по развитию певческих навыков с учётом устранения причин, отрицательно влияющих на развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста;
Третье педагогическое условие – использование методов и приёмов, при которых взаимодействие музыкального руководителя с детьми будет носить характер сотрудничества.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1967. – 415 с.
2. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник для высш. учеб. заведений. – М. : Владос, 2000. – 303 с.
3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994. – 224 с.
4. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства и деятельности. – М., 1948. – 155 с.