Наталья Чудайкина
Тико-моделирование — современная игровая технология в ДОО
▼ Скачать +Заказ
Аннотация
В статье освещается одна из современных игровых технологий «ТИКО – моделирование». Автором методики является И. В. Логинова, педагог – новатор с большим стажем. Появившись не так давно, ТИКО – технология расширяет свои масштабы и все больше внедряется в педагогический процесс не только детского сада, но и школы.
Ключевые слова: ФГОС, игровая технология, ТИКО – моделирование.
Публикация «Тико-моделирование — современная игровая технология в ДОО» размещена в разделах
ФГОС ДО выводит личность ребенка на первый план, а весь период дошкольного детства посвящает игре. В связи с этим растет количество игровых технологий в ДОУ. Однако их значение не определяется развлечением и отдыхом, напротив, что при правильном руководстве игра становится:
• способом обучения;
• методом терапии;
• деятельностью для реализации творческих способностей. [3, с. 18]
На сегодняшний день существует огромное количество игровых технологий. В данной статье мы освятим одну из достаточно молодых, но не менее эффективных практик – ТИКО – моделирование.
ТИКО – аббревиатура от сложного названия «Трансформируемый Игровой Конструктор для объемного моделирования».
Данный конструктор являет собой уникальный на сегодняшний день предметно-дидактический материал для развития и обучения детей с 3 до 12 лет.
Единственным производителем конструктора ТИКО является ООО «НПО»РАНТИС», находящийся в г. Санкт-Петербург.
Современный конструктор ТИКО – это набор ярких плоскостных геометрических фигур из пластмассы, которые соединяются между собой при помощи шарниров, что позволяет одной детали вращаться вокруг другой.
Как и любой другой конструктор, он не только развлекает ребенка, но и развивает его.
Начнем с того, что конструктор – игрушка, которая не имеет гендерной принадлежности. Яркие детали конструктора ТИКО привлекут внимание и мальчишек, и девчонок.
Рассмотрим более детально возможности, которые предоставляет ТИКО.
1. Прежде всего, особая форма деталей способствует развитию мелкую мускулатуры рук. Необходимо применить достаточно усилий, чтобы вставить одну деталь в другую.
2. Взаимодействие с конструктором влечет за собой тренировку глаз. Ребенок непроизвольно учится сопоставлять движения рук и глаз.
3. Развитая моторика влечет за собой улучшение внимательности, благотворно влияет на память, способствует становлению речи, совершенствует координацию, активизирует мыслительные процессы, формирует красивый почерк в дальнейшем. [4, с. 15]
4. Конструирование – процесс кропотливый, требующих больших временных усилий. Благодаря этому у детей воспитывается усидчивость, терпеливость. Малыши становятся более самостоятельными и дисциплинированными.
Концентрируясь на определенной модели, ребенок успокаивается и сосредотачивается, что особенно благотворно сказывается на гиперактивных детях.
5. Нацеленность на конечный результат ненавязчиво формирует у детей стремление доводить начатое до конца, анализировать, выявлять и исправлять имеющиеся ошибки.
Ведь конструктор позволяет без труда менять положение деталей, разрабатывать новые поделки с учетом предыдущего опыта. Все это развивает скорость реакции, ловкость и наблюдательность.
6. Не минует конструктор и сенсорного развития. Опираясь на схему при конструировании определенного объекта, ребенок учится определять формы и фактуры, размеры и цвета. Яркие детали конструктора ТИКО – прекрасный способ для закрепления основных цветов. [2, с. 45]
7. ТИКО является отличным средством формирования пространственного мышления. Погружаясь в мир игры, ребенок учится создавать пространственные образы и ориентироваться в пространстве, начинает представлять предметы в трехмерном измерении. В дальнейшем эти способности облегчат усвоение школьного материала в сфере точных наук (математики, физики, черчения).
Производить предоставляет несколько вариаций конструктора ТИКО, каждый из которых преследует свои цели.
Рассмотрим их подробнее.
Комплект «Малыш» – разработан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С его помощью ребенок развивает творческую активность, совершенствует мелкую моторику рук, активизирует работу обоих полушарий головного мозга.
Комплект «Фантазер» – наиболее оптимальный комплект для занятий в детском саду и дома. Положительно влияет на развитие воображения, формирует пространственные представления, совершенствует мелкую моторику.
Комплект «Геометрия» - поможет в освоении основ геометрии: знакомит с понятием объема тел, пространственными фигурами и их развертками, изометрическими проекциями тел на плоскость. Шарнирное соединение многоугольников делает наглядным процесс перехода от плоскости к пространству и создание объёма. Комплект разработан для школьников младших и средних классов, однако с успехом используется и в дошкольной практике.
Комплект «Эрудит» – предполагает ознакомление детей с основами грамоты. На детали конструктора нанесен принт в виде букв русского алфавита и знаков препинания. Обучаясь складывать из деталей слова, ребенок попутно развивает мелкую моторику, а также тренирует память.
Комплект «Класс» – предназначен для организации занятий с группой детей, классом. Разработан специально для средних школ. Через обучение посредством конструирования они получают свой первый практический опыт в геометрии.
Комплект «Шары» – позволяет войти в мир достаточно сложных фигур, таких как икосаэдр и додекаэдр, сочетая обучение с игрой. Благодаря этому комлекту, ребенок знакомится с вариантами сборки шара из разных деталей: ромбов, треугольников, пятиугольников и шестиугольников.
Комплект «Архимед» – представляет собой отличное дидактическое пособие по изучению объёмных геометрических фигур и их развёрток. Знакомит с азами геометрии, планиметрии и стереометрии.
Комплект «Арифметика» – разработан с целью обучения детей счёту. Нанесение цифр и знаков на деталях позволяет детям самостоятельно составлять примеры на арифметические действия.
Комплект «Грамматика» – разработан с целью повышения у детей мотивации к обучению, а также способствует развитию внимательности и памяти. На детали нанесен принт: буквы русского алфавита и знаки препинания. [1, с. 84]
Совсем недавно арсенал конструктора пополнился новым набором – «Английский язык». Принт – английский алфавит позволит дошкольникам запомнить простые английские слова на распространенные лексические смены: «Моя семья», «Моя школа», «Мой город», «Растения и животные», «Овощи и фрукты», «Спорт», «Техника» и т. д.
В отличие от других конструкторов, ТИКО делает упор на ознакомление детей с геометрическими телами. Моделируя фигуры из конструктора ТИКО, дети легко запоминают не только плоскостные, но и объемные фигуры.
Опыт наших коллег доказывает, что систематические занятия по ТИКО - моделированию позволяют постепенно подняться на абстрактный словесно-логический уровень развития познавательной деятельности.
Помимо всего прочего, конструирование совместно с друзьями помогает обрести первоначальные навыки работы в коллективе: договариваться, распределять задания, определять очередность, планировать процесс вместе, а также распознавать возможные плюсы и минусы того или иного действия.
В большинстве случаев конструирование завершается игровой деятельностью. Так, созданные поделки своими руками поделки, дети с удовольствием внедряют в сюжетно - ролевые игры, игры - театрализации, дидактические игры и упражнения, при ознакомлении с окружающим миром.
Таким образом, постепенно, шаг за шагом, в форме разнообразных игровых тематических занятий, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, формируется логическое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки.
Подводя итоги, хочется отметить, что конструктор ТИКО на сегодняшний день – одно самых востребованных дидактических пособий. А широта областей его применения и относительная финансовая доступность, дает ему преимущество среди других, более известных конструкторов.
Развивайте ваших малышей!
Развивайтесь сами!