Дарья П
Тезисы «Формирование адекватной самооценки у первоклассников на уроке математики»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Поздина Д. С., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс
Публикация «Тезисы „Формирование адекватной самооценки у первоклассников на уроке математики“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
Современные тенденции развития общества, процесс его дальнейшей демократизации предъявляют особые требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно и осознанно строить собственное поведение и деятельность, определять перспективы, пути и средства своего личностного развития. В связи с этим возрастает интерес к образованию, ориентированному на личность, ее свободное творческое развитие. Необходимо уже на начальном этапе обучения учить детей адекватно оценивать свои поступки, свое личностное развитие, что имеет большое значение для реализации их возможностей.
На сегодняшний день в системе образования происходят значительные изменения, касающиеся образования и воспитания личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности [6].
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. [4] Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. В качестве сензитивного периода формирования самооценки ребенка выступает младший школьный возраст. Именно в этот период активно развивается самосознание ребенка, осознание им собственных мотивов действий и поведения, а также потребностей. Поэтому формирования самооценки у детей младшего школьного возраста выступает одной из ведущих воспитательно-образовательных задач.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, другими словами осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. [4] Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.
В литературе, посвященной самооценке, можно найти различные ее определения. Более полно оно отраженной в определении Л. В. Бороздиной:
«Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей…. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [3].
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка первоклассников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. [2]
Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности выделяют несколько этапов становления действий контроля и самооценки у младших школьников:
Первый этап (I класс). Основная цель первого класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
Таким образом, на конец первого этапа формирования действий контроля и оценки младшие школьники могут: сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом; по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию; отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом). Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке.
На втором этапе (II-III классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Учащиеся на этом этапе работают над освоением рефлексивного контроля (контроля за способом действия). Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся с использованием специальных мест: «стола помощников» и «стола заданий».
На заключительном третьем этапе (IV-V классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. Кроме этого, на данном этапе обучения предметом совместных усилий (учителя и учащихся) становится способ конвертирования разных детских оценочных шкал в общепринятые в социуме оценочные шкалы. [1]
Одним из эффективных средств формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников является задание.
Таким образом, формирование адекватной самооценки – длительный и целенаправленный процесс, требующий создания комплекса разнообразных педагогических условий, последовательного формирования у обучающихся комплекса умений, начиная уже с первого класса.
Для формирования адекватной самооценки учащихся необходимы особые условия. Одним из таковых условий может стать сборник заданий для первоклассников по математике на основе учебно–методического комплекса «Школа России». Данные учебники для начальной школы успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации, а также включают материал, направленный на формирование как самоконтроля, так и адекватной самооценки [5]. В программе по учебному предмету отмечается, что в процессе освоения математического содержания у обучающихся развиваются метапредметные умения – организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни [5].
Поэтому проектируемая система заданий ориентирована на реализацию в рамках учебного курса «Математика».
На основе анализа существующих аналогов (сборника подвижных игр М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, сборника методов повышения самооценки Гудковой Е. Д.) определено содержание методической разработки. В соответствии с предметом, который проходят в первых классах российских школ и выделенных нами блоков, разделы сборника будут выглядеть следующим образом:
• Раздел 1. Числа и величины;
• Раздел 2. Арифметические действия;
• Раздел 3. Работа с текстовыми задачами;
• Раздел 4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры;
• Раздел 5. Геометрические величины.
Для оценки действенности сборника заданий в процессе формирования контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста, подобран и обоснован диагностический инструментарий, который которые соответствуют всем параметрическим характеристикам и позволят собрать достоверную информацию об изучаемом явлении:
1. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)
Цель исследования: выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
2. Методика А. И. Липкиной «Три оценки»
Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.
3. Карта наблюдения за формированием контрольно-оценочной самостоятельности у учащихся 1 класса
Цель наблюдения: определение уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности у учащихся.
Повышение самооценки ребенка происходит не сразу: это длительный процесс, на который могут потребоваться месяцы и годы. Вне зависимости от того родитель Вы или учитель, ваша цель заключается в том, чтобы помочь ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе. В этом вам может помочь сборник методов и приёмов, включающий в себя игры, упражнения, сказки, направленные на формирование адекватной самооценки. Эффект от этих приёмов и методов будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно. Так их необходимо будет включать в уроки или индивидуальные занятия, или систематически заниматься с ребёнком дома.
Таким образом, в рамках выполнения выпускной квалификационной работы планируется разработка сборника заданий с использованием методов и приемов на формирование адекватной самооценки у первоклассников, основанном на учебно–методическом комплексе «Школа России» по ходу изучения курса «Математика».
Список литературы
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности – Москва : Мысль, 2003. – 247с.
2. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки / О. А. Белобрыкина. журнал «Вопросы психологии», – 2001. – №4.
3. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка?/ Психологический журнал – 2000. – № 2.
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [сайт] URL : https://didacts.ru/slovari/professionalnoe–obrazovanie–slovar–klyuchevyeponjatija– terminy–aktualnaja–leksika.html. (дата обращения 13.02.21)
5. УМК «Школа России» 1 класс URL : https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii/umk/1class.html (дата обращения 24.03.21)
6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [сайт] URL : https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 01.02.21)
Ссылки на публикацию
https://infourok.ru/user/3446912/blog/tezisy-po-vkr-formirovanie-adekvatnoj-samoocenki-u-pervoklassnikov-na-uroke-matematiki-244304.html
https://multiurok.ru/files/tezisy-formirovanie-adekvatnoi-samootsenki-u-pervo.html
https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2021/12/09/tezisy-formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-u